Где можно не применять онлайн-кассы: перечень отдаленных и труднодоступных регионов

Можно ли не применять онлайн-кассы если нет Интернета? Существует ли перечень регионов, освобожденных от применений онлайн-касс? Давайте разбираться.

Где можно не применять онлайн-кассы: перечень отдаленных и труднодоступных регионов
Где можно не применять онлайн-кассы: перечень отдаленных и труднодоступных регионов

C 2017 года организации и предприниматели должны применять онлайн кассы. Соответствующий Закон вступил в силу в июле 2016 года (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). При этом законодатели предусмотрели поэтапных переход на применение онлайн-касс.

ПериодЭтап
До 01.02.2017До 1 февраля 2017 года можно было:
• использовать, как раньше, уже применяемую ККТ, в том числе перерегистрировать и снимать с учета в соответствии с ранее действовавшим порядком;
• зарегистрировать обычную ККТ без функции онлайн-передачи данных в ИФНС по старым правилам.
С 01.02.2017 До 01.02.2017В этот период можно:
• использовать, как раньше, уже применяемую ККТ, в том числе перерегистрировать и снимать с учета в соответствии с ранее действовавшим порядком;
• зарегистрировать только новую онайн-кассу, передающую фискальные данные в ИФНС в онлайн-режиме. Учитывая, что сведения должны передаваться через оператора фискальных данных, организации (ИП) необходимо заключить договор с таким оператором.
После 01.07.2017После 1 июля 2017 года можно зарегистрировать и использовать только онлайн-кассу, передающую фискальные данные в ИФНС через Интернет.
Исключение — для расположенных расположены в местностях, отдаленных от сетей связи. Поскольку у них нет технической возможности передавать сведения через Интернет. Перечень таких местностей определяют региональные власти (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).

Современная касса: назначение и свойства

Онлайн-касса — это кассовый аппарат нового поколения, позволяющий:

  • формировать чеки со всеми необходимыми реквизитами;
  • накапливать информацию (фискальные данные) в специальном накопителе;
  • отправлять электронные копии чеков оператору фискальных данных (ОФД) и покупателям.

Требования к онлайн-кассам детализированы в законе о контрольно-кассовой технике от 22.05.2003 № 54-ФЗ и обязательны для всех кассовых аппаратов с 2017 года.

Важной особенностью современной кассовой техники является возможность информационного обмена фискальной информацией с налоговиками. При отсутствии интернет-связи (в населенных пунктах, техническое оснащение которых не позволяет пользоваться интернетом) налогоплательщику необходимо знать алгоритмы работы с онлайн-кассой — они предусмотрены законом № 54-ФЗ и иными нормативными источниками. Описание этих алгоритмов узнайте из последующих разделов.

Как применять современный кассовый аппарат в отдаленных от сетей связи населенных пунктах?

Ответ на этот вопрос содержится в законе № 54-ФЗ (п. 7 ст. 2) — хозяйствующие субъекты могут применять онлайн-кассы в автономном режиме, если населенный пункт, в котором они работают, относится к категории отдаленных от сетей связи.

При этом необходимо учесть, что:

  • приказом Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 установлен критерий отнесения местностей к категории отдаленных от сетей связи — это численность населения в населенном пункте не более 10 тыс. человек;
  • используя вышеуказанный критерий, власти субъектов утверждают список разъездов и деревень, относимых к категории отдаленных от сетей связи;

Примером такого списка может служить перечень, утвержденный в Республике Алтай (распоряжением исполняющего обязанности главы республики от 25.04.2017 № 198-р), согласно которому отдаленными от сетей связи признаны все населенные пункты Республики Алтай, кроме г. Горно-Алтайска и с. Маймы.

  • в вошедших в перечень населенных пунктов применение онлайн-касс обязательно — используются они в автономном режиме (без обязательной передачи данных налоговикам);
  • фискальные данные будут ежегодно предоставляться налогоплательщиками в адрес налоговых органов на бумажном носителе или через личный кабинет при перерегистрации ККТ.

Некоторые регионы утверждают сразу «двойной» перечень населенных пунктов — он содержит одновременно информацию о населенных пунктах, признаваемых отдаленными от сетей связи и относимых в категорию «отдаленные и труднодоступные» (например, см. перечень, утвержденный правительством Пермского края от 09.02.2017 № 43-п). Об этой категории расскажем далее.

«Труднодоступный» магазин вправе не применять ККТ вообще

Положениями пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ () определено, что ИП и юрлица, которые ведут бизнес в «отдаленной» или «труднодоступной» местности вправе не использовать контрольно-кассовую технику:

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

Точный перечень таких населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, закрепляется в нормативном акте, принимаемом на уровне субъекта РФ.

К местностям, на которых ККТ применять необязательно, не могут относиться территории:

  • любых городов;
  • любых районных центров (кроме тех, что являются единственными населенными пунктами в своем муниципальном районе);
  • любых поселков городского типа.

Отметим, что в статье 2 закона есть еще пункт 5, по которому ККТ вправе не применять аптечные организации, которые располагаются в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах в селах. Кроме того, обособленные подразделения медорганизаций с лицензиями также вправе не применять онлайн-кассы при осуществлении деятельности в сельской местности.

Несмотря на то, что «труднодоступный» магазин вправе не использовать ККТ, вместо кассового чека он должен выдать покупателю (клиенту) по его просьбе иной документ, подтверждающий факт оплаты за товар (услугу). Такой документ должен содержать реквизиты, указанные в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. Выдаваться документ должен в порядке, определенном в постановлении Правительства России от 15.03.2017 № 296.

Альтернатива онлайн-кассе в труднодоступных населенных пунктах

Несмотря на то, что использование онлайн-касс в труднодоступных местностях является необязательным, в соответствие с законодательством, предприниматели и юрлица все равно должны выдавать клиентам документ, который может подтвердить факт оплаты.

В соответствие с ФЗ №54, на этом документе должны быть прописаны следующие реквизиты:

  • Дату, точное время, а также место совершения расчета (оплаты покупки);
  • Название фирмы или ФИО ИП продавца;
  • ИНН фирмы или ИП продавца;
  • Используемая юрлицом или предпринимателем система обложения налогами;
  • Признак расчета (приход, расход или возврат);
  • Название приобретенного продукта или услуги, их количество, стоимость за единицу и общая стоимость;
  • Форма проведения расчета (наличная или безналичная), полная сумма оплаты;
  • Ставка и размер НДС;
  • Должность и инициалы продавца.

К таким документам предъявляются следующие требования:

  • Они должны пройти регистрацию в спец. журнале;
  • Журнал учета таких документов должен быть прошит, а также заверен личной подписью управляющего компании и штампом;
  • Такие документы могут заполняться вручную;
  • Документ должен составляться в двух экземплярах – один для покупателя, а второй – для подшивки в журнал.

Законодательная база

В соответствии с изменениями, внесенными в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 г., применение онлайн касс в удаленной местности не обязательно, если ИП или организацией соблюдается ряд требований. Законодатель к таковым относит выдачу документа, оформляющего расчет с покупателем, а также включение территории, на которой ведется деятельность, в перечень местностей, освобожденных от использования кассовых аппаратов, оснащенных функцией передачи данных в режиме онлайн.

Льгота, позволяющая не применять онлайн-кассы в труднодоступных и удаленных местностях, а также перечень основных условий для ее получения приведен в п.3 ст.2 закона № 54-ФЗ.

Обратите внимание, что закон предусматривает также отдельную льготу для тех, кто ведет бизнес в удаленных от сетей связи местностях. Такие предприниматели могут применять ККТ без функции передачи сведений оператору фискальных данных.

Удаленная от сетей связи местностьОтдаленные и труднодоступные местности
ККТ может не применяться при соблюдении установленных законодательством требований (см. ниже)ККТ обязательна к применению, но может использоваться в автономном режиме, то есть без передачи данных ОФД и в налоговый орган соответственно

Условия получения льготы

Включение местности, в которой ведется деятельность, в перечень территорий, признаваемых отдаленными и труднодоступными.

Местности, которые подлежат включению в данный перечень, определяет и закрепляет в соответствующем правовом акте орган власти соответствующего субъекта РФ.

Если субъект такой перечень не утвердил, то получить данную льготу будет нельзя, даже несмотря на наличие таких территорий (Письмо ФНС России от 27.01.2017 N ЕД-4-20/1435).

Перечень местностей, относимых к отдаленным и труднодоступным, установлен для Астраханской области, республики Башкортостан, Пермского края и Чукотского автономного округа.

Осуществление деятельности, не связанной с торговлей подакцизными товарами и расчетами посредством автоматического устройства.

К автоматическим устройствам относятся аппараты, принимающие отплату без участия кассира или продавца. К таким устройствам можно отнести , платежные терминалы и т. д.

Примечание
: Перечень товаров, относимых к подакцизным, приведен в ст. 181 НК РФ.

Соответственно, вендинг и торговля подакцизными товарами требует обязательного применения ККТ, независимо от места ведения деятельности.

Выдача по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего факт осуществления расчета.

Указанный документ должен отвечать установленным законодательством требованиям по порядку его составления, ведения и учета.

Примечание
: Правила выдачи и учета документа, выдаваемого вместо чека (БСО) в труднодоступных регионах, установлены Постановлением Правительства РФ от 15.03.2017 № 296 .

Наличные расчеты в труднодоступных местах

Попадание населенного пункта в категорию отдаленных и труднодоступных позволяет работающему там хозяйствующему субъекту вообще обойтись без кассы. При этом необходимо учесть следующее:

  • организации и ИП вправе не применять кассовые аппараты в наличных расчетах при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчетов, если эти расчеты происходят в отдаленных и труднодоступных местах (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ);
  • порядок выдачи подтверждающего факт расчетов документа детализирован в постановлении Правительства РФ от 15.03.2017 № 296;
  • воспользоваться освобождением от применения кассовой техники не вправе продавцы подакцизных товаров (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ);
  • классификация того или иного населенного пункта как труднодоступного находится в компетенции региональных властей.

В качестве примера см. перечень, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 27.02.2017 № 86-П.

Порядок выдачи документа, подтверждающего расчет с покупателем

При осуществлении расчета с помощью наличных денежных средств:

  1. В документ вносятся все необходимые сведения, указанные выше.
  2. Уполномоченное лицо организации или ИП собственноручно подписывает документ.
  3. В конце документ передается клиенту или покупателю.

При осуществлении расчета с помощью банковской карты:

  1. Применение POS-терминала или иного устройства, производящего считывание информации с электронного средства платежа и получение подтверждения оплаты.
  2. Оформление, подписание и выдача составленного документа покупателю (клиенту).

При смешанных расчетах (часть оплаты наличными, а часть по карте) выдача указанного документа и сдачи (при необходимости) производится одновременно.

Требования к оформлению, учету и хранению документов, выдаваемых вместо кассового чека в отдаленных и труднодоступных местностях

  1. Допускается несколько вариантов составления указанного документа: от руки, с помощью компьютера или типографским способом.
  2. Документ заполняется на русском языке, аккуратным и разборчивым подчерком.
  3. Помарки, ошибки и исправления не допускаются.
  4. Учет указанных документов ведется в специальном документе (далее Книга учета) путем оформления записей с указанием порядкового номера и даты осуществления расчета.
  5. Если в течение дня расчеты с покупателями (клиентами) не производились, то в записи в Книгу учета не вносятся.
  6. В случае порчи бланка документ перечеркивается и прилагается к Книге учета за тот день, в котором он был оформлен, а в Книге напротив номера бланка делается запись о порче документа.
  7. Книгу учета ведет руководитель организации или ИП.
  8. В Книгу заносятся все оформленные за день документы в соответствии с порядковым номером.
  9. При составлении документа обязательно должна быть копия документа (или отрывная его часть).
  10. ИП или руководитель обязаны обеспечить условия для хранения копий документов, исключающие возможность их хищения, порчи или утраты.
  11. Копии документов необходимо хранить в течение 5 лет.

Местности, отдаленные от Интернета

Магазин из удаленной от сетей местности – обязан иметь онлайн-кассу, пробивать на ней чеки и выдавать покупателям. Но передавать данные через оператора фискальных данных в ИФНС не обязательно.

При этом имейте в виду, что используемая кассовая техника в таких местностях должна быть модернизирована и содержать фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ.

Какие есть критерии по «отдаленным» пунктам

Главный документ, в котором отражены критерии, о которых идет речь — приказ Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 (). По сути, это единственный критерий — численность населения, не превышающая 10 тыс. человек. Но не исключено появление иных — по аналогии с теми, что определены в федеральном законе по «труднодоступным» населенным пунктам.

Перечни «отдаленных» населенных пунктов также публикуются достаточно децентрализованно, если говорить об официальных сайтах органов власти. Поэтому приходится искать такую информацию на альтернативных сайтах: например, ЗДЕСЬ или указанном выше частном сайте, который также содержит список «отдаленных» населенных пунктов.

При этом, следует иметь в виду, что в случае, если регионом не принято нормативных актов, устанавливающих перечни «отдаленных» населенных пунктов, то считается, что такие пункты в регионе отсутствуют (письмо ФНС России от 27.01.2017 № ЕД-4-20/1435 — ССЫЛКА).

В любом случае для уточнения данных полезно обратиться в местное отделение ФНС — возможно, там скажут об анонсируемых изменениях в региональных нормативных актах, которые определяют перечни «труднодоступных» или «отдаленных» местностей.

Тот факт, что при ведении торговли в «отдаленной» местности хозяйствующий субъект вправе применять ККТ без передачи данных в ОФД, означает не только экономию на услугах Оператора, но и наличие ряда дополнительных обязательств хозяйствующего субъекта в части регистрационных действий, производимых при пользовании ККТ.

Отметим, что с учетом содержания таких действий, экономия на услугах ОФД далеко не во всех случаях выйдет очевидной.

Условия получения льготы

  • Включение местности, в которой ведется деятельность, в перечень территорий, признаваемых отдаленными и труднодоступными.

Местности, которые подлежат включению в данный перечень, определяет и закрепляет в соответствующем правовом акте орган власти соответствующего субъекта РФ.

Если субъект такой перечень не утвердил, то получить данную льготу будет нельзя, даже несмотря на наличие таких территорий (Письмо ФНС России ).

Перечень местностей, относимых к отдаленным и труднодоступным, установлен для Астраханской области, республики Башкортостан, Пермского края и Чукотского автономного округа.

  • Осуществление деятельности, не связанной с торговлей подакцизными товарами и расчетами посредством автоматического устройства.

К автоматическим устройствам относятся аппараты, принимающие отплату без участия кассира или продавца. К таким устройствам можно отнести вендинговые аппараты, платежные терминалы и т. д.

Примечание: Перечень товаров, относимых к подакцизным, приведен в ст. 181 НК РФ.

Соответственно, вендинг и торговля подакцизными товарами требует обязательного применения ККТ, независимо от места ведения деятельности.

  • Выдача по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего факт осуществления расчета.

Указанный документ должен отвечать установленным законодательством требованиям по порядку его составления, ведения и учета.

Примечание: Правила выдачи и учета документа, выдаваемого вместо чека (БСО) в труднодоступных регионах, установлены .

Где найти список населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс

Списки «труднодоступных» населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, как правило, публикуются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципалитетов.

Централизованного федерального ресурса на эту тематику пока что не появилось. Но есть крайне информативные частные сайты. Например, перечень «труднодоступных» населенных пунктов.

«Труднодоступные» населенные пункты следует принципиально разграничивать с теми населенными пунктами, которые расположены в местностях, «отдаленных от сетей связи» (пункт 7 статья 2 Закона № 54-ФЗ). В «отдаленных» местностях для продавцов существует несколько иная привилегия — возможность использовать онлайн-кассы в автономном режиме без передачи данных.

Отдаленные и труднодоступные местности

Это особо удаленные малонаселенные территории, часто недоступные для транспорта.

В труднодоступных или отдаленных местностях применять ККТ вообще не обязательно. Но тогда надо выдать документ, который подтверждает оплату. Исключение: компании и предприниматели, которые производят расчеты с использованием автоматических устройств для расчетов или продают подакцизные товары.

Документ, подтверждающий оплату, должен содержать наименование, порядковый номер, а также реквизиты, указанные в абзацах 4-12 п.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ:

  • дата, время, место расчета,
  • наименование организации/ФИО предпринимателя,
  • ИНН продавца,
  • система налогообложения,
  • признак расчета (приход/расход, возврат прихода/расхода),
  • наименование товаров, работ, услуг, количество, цена за единицу, стоимость, сумма общая,
  • ставка/сумма НДС,
  • форма расчета (наличные/карта), сумма оплаты,
  • должность и фамилия продавца.

Утвердить перечни таких населенных пунктов должны органы власти субъектов РФ. В перечень не могут входить города, районные центры и поселки городского типа.

Регионы, в которых утвердили перечни труднодоступных или отдаленных местностей
Код регионаНаименование регионаДокумент , в котором утвердили перечень местностей
2Республика БашкортостанРаспоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 января 2001 г. № 67-р
3Республика БурятияПостановление Правительства Республики Бурятия от 3 апреля 2001 г. № 119
6Республика ИнгушетияПостановление Правительства Республики Ингушетия от 29 ноября 2016 г. № 224
8Республика КалмыкияПриказ Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия от 1 декабря 2016 г. № 137-с
11Республика КомиПостановление Правительства Республики Коми от 24 января 2017 г. № 31
13Республика МордовияПриказ Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 14 февраля 2017 № 57
14Республика Саха (Якутия)Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2017 г. № 50
17Республика ТываПостановление Правительства Республики Тыва от 11 ноября 2016 г. № 472
21Чувашская Республика — ЧувашияПостановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 г. № 530
22Алтайский крайПостановление Администрации Алтайского края от 23 декабря 2016 г. № 432
25Приморский крайПостановление Администрации Приморского края от 2 марта 2017 г. № 55-па
26Ставропольский крайПостановление Правительства Ставропольского края от 14 октября 2005 г. № 129-п
27Хабаровский крайПостановление Правительства Хабаровского края от 2 декабря 2004 г. № 97-пр
28Амурская областьПостановление Правительства Амурской области от 22 сентября 2016 г. № 416
29Архангельская областьПостановление Правительства Архангельской области от 1 февраля 2011 г. № 22-пп
30Астраханская областьПостановление Правительства Астраханской области от 8 февраля 2017 г. № 31-П
32Брянская областьПриказ управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 31 января 2017 г. № 33
33Владимирская областьПостановление администрации Владимирской области от 18 октября 2016 г. № 901
35Вологодская областьПостановление Правительства области от 21 ноября 2016 г. № 1038
37Ивановская областьПостановление Правительства Ивановской области от 28 сентября 2016 г. № 326-п
38Иркутская областьПостановление Правительства Иркутской области от 29 декабря 2008 г. № 131-пп
41Камчатский крайПостановление Правительства Камчатского края от 9 января 2017 г. № 2-П
43Кировская областьЗакон Кировской области от 27 декабря 2007 г. № 208-ЗО
44Костромская областьПостановление администрации Костромской области от 14 февраля 2017 г. № 47-а
46Курская областьПостановление Правительства Курской области от 26 января 2004 г. № 5
49Магаданская областьПостановление Правительства Магаданской областиот 8 сентября 2016 г. № 723-пп
52Нижегородская областьПостановление Правительства Нижегородской области от 14 декабря 2016 года № 852
55Омская областьПостановление Правительства Омской области от 1 марта 2017 г. № 53-п
59Пермский крайПостановление Правительства Пермского края от 9 февраля 2017 г. № 43-п
62Рязанская областьРаспоряжение Правительства Рязанской области от 31 января 2017 г. № 38-р
67Смоленская областьПостановление Администрации Смоленской области от 5 ноября 2003 г. № 282
68Тамбовская областьПриказ управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области от 15 февраля 2017 г. № 27
72Тюменская областьПостановление Правительства Тюменской области от 20 февраля 2007 г. № 26-п
73Ульяновская областьПостановление Правительства Ульяновской области от 25 января 2017 г. № 36-П
74Челябинская областьПостановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26 января 2017 г. № 799
79Еврейская автономная областьПостановление правительства Еврейской автономной области от 8 февраля 2017 г. № 21-пп
83Ненецкий автономный округПостановление Администрации Ненецкого автономного округа от 2 февраля 2017 г. № 22-п
87Чукотский автономный округПостановление Правительства Чукотского автономного округа от 11 января 2017 г. № 5

Перечень территорий с нестабильной сетью связи

В каждой области есть населенные территории, где нормальный интернет отсутствует. Но почти в каждом, даже маленьком селе, есть свой магазин. Для таких предпринимателей имеются определенные поправки в законе, и они также могут найти себя в перечне населенных пунктов и областей, освобожденных от установки онлайн касс. В отличие от местностей с осложненным доступом, предприниматели на территориальных единицах с плохой связью обязаны устанавливать новую технику, но отправлять информацию о продажах ОФД (оператору фискальных данных) в онлайн режиме они не должны.

Касса может работать в автономном режиме и накапливать информацию, которую с определенной периодичностью предприниматель будет предоставлять в налоговую службу. Для сбора и хранения информации в обязательном для установки оборудовании предназначен накопитель фискальных данных.

Определяют территории, которые могут входить в такой список, также региональные власти. При формировании документов они обязаны руководствоваться критериями, утвержденными Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В будущем составленные списки будут корректироваться по мере того, как на отдельных территориях будет налаживаться связь.

Где в Карачаево-Черкесии можно не применять онлайн-кассы: перечень населенных пунктов

Определен перечень населенных пунктов Карачаево-Черкесии, где отдельные организации и индивидуальные предприниматели могут применять кассовый аппарат в режиме, не предусматривающим обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, иными словами – не использовать онлайн-кассы.

Речь идет о 88 населенных пунктах с численностью населения менее 10 тысяч человек на основании Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 5 декабря 2016г. №616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связей местности», удаленных от сетей связи. Приказом министерства промышленности и торговли Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2017 №13, организации, индивидуальные предприниматели, работающие на этих территориях освобождены от применения онлайн-касс.

Налогоплательщики, осуществляющие расчеты в аулах, станицах, селах и поселках республики, включенных в указанный перечень, могут воспользоваться правом применять ККТ без передачи данных в онлайн режиме.

При этом «Правила выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях, между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники» утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации №296 от 18.03.2017.

При условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией (индивидуальным предпринимателем) и покупателем.

Этот документ должен содержать ряд установленных Федеральным законом реквизитов:

  • дата, время и адрес осуществления расчета;
  • наименование организации или ФИО предпринимателя;
  • ИНН;
  • информацию о системе налогообложения;
  • признак расчета;
  • наименование товаров, работ, услуг, платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок;
  • фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем и т.д.

Следует отметить, что не все налогоплательщики могут воспользоваться вышеуказанным правом работы без применения ККТ. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков при оказании услуг общественного питания, должны применять ККТ вне зависимости от применяемой системы налогообложения и места осуществления деятельности (Федеральный закон от 03.07.2016 № 261-ФЗ).

Напомним, с 1 июля 2017 года все предприниматели и юридические лица должны были перейти на новые кассовые аппараты, за исключением находящихся на ЕНВД, применяющих патентную систему налогообложения, владельцев торговых автоматов. Для них установлен иной срок – до 1 июля 2021 местностях, могут не применять ККТ.

На сегодняшний день в республике поставлено на учет 1718 кассовых аппарата или более 100% всего парка контрольно-кассовой техники, функционировавшей с электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ) по состоянию на первое ноября 2016 года.

Особенности регистрация «отдаленных» онлайн-касс

При работе с «отдаленной» онлайн-кассой, которая работает в автономном режиме (без заключения договора с ОФД), пользователь, как и в сценарии с применением онлайн-кассы в обычном режиме, обязан регистрировать ее (и фискальный накопитель) в ФНС, а также снимать ККТ с регистрации в предусмотренных законом случаях.

При использовании кассы в обычном режиме все регистрационные действия производятся онлайн — через Личный кабинет ФНС (либо при содействии ОФД). Но если ККТ применяется в режиме без передачи данных, то пользователю необходимо:

  1. В целях регистрации онлайн-кассы в ФНС (как условия начала ее легального использования) отправить в Налоговую службу по месту учета хозяйствующего субъекта заявление на регистрацию ККТ на бумаге — по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ ().

При этом, в заявлении отражается тот факт, что ККТ будет применяться в режиме без передачи данных.

При наличии фактической возможности получения доступа в Личный кабинет (как вариант, при нахождении владельца магазина в населенном пункте, где интернет есть) зарегистрировать онлайн-кассу можно и через Личный кабинет ФНС. В заявлении, подаваемом онлайн, также обязательно нужно указать, что касса будет использоваться в режиме без передачи данных в ОФД.

  1. В случае необходимости перерегистрации ККТ по причине замены фискального накопителя (либо при снятии онлайн-кассы с регистрационного учета) — отнести онлайн-кассу вместе с накопителем в ФНС, снять его там и сдать на считывание фискальных данных. Касса передается специалистам ФНС вместе с заявлением на перерегистрацию (снятие с регистрации) онлайн-кассы.

Фискальные данные считываются специалистами ФНС с использованием специального USB-адаптера (письмо ФНС России от 16.02.2021 № АС-4-20/3107@ — ).

Таким образом, у пользователя, объективно, может возникнуть необходимость в неоднократном посещении ФНС в различных целях. На это уйдет время и, возможно, выгоднее будет — несмотря на наличие законных оснований применять ККТ без передачи данных, все-таки заключить договор с ОФД при наличии фактической технической возможности это сделать. «Просадка» в продажах вследствие затраченного на визиты в ФНС времени может быть гораздо выше стоимости услуг ОФД.

Даже если касса применяется в населенном пункте с численностью населения менее 10 тыс. человек, то интернет там, скорее всего, в какой-либо разновидности есть — хотя бы мобильный. Его вполне хватит на обслуживание онлайн-кассы, которая не потребляет много трафика.

Резюме

Положениями Закона № 54-ФЗ определено 2 типа преференций в отношении хозяйствующих субъектов, которые производят расчеты с физическими лицами (и в общем случае обязаны применять онлайн-кассу с передачей данных в ОФД):

  1. Легальный отказ от использования онлайн-кассы — на территориях, признанных «труднодоступными» в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

Вместо чека онлайн-кассы магазин должен выдать покупателю аналогичный по существу документ, в котором содержатся реквизиты, очень близкие тем, что отражаются в чеке, распечатываемом на ККТ.

  1. Легальный отказ от заключения договора с ОФД — то есть, возможность применения ККТ в режиме, не предусматривающем передачу данных, на территориях, признанных «отдаленными от сетей связи» — в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

При этом, касса должна иметь полноценный фискальный накопитель, ее нужно в установленном порядке (допустимо — с применением бумажных документов) регистрировать в ФНС (перерегистрировать, снимать с регистрации).

Перечни населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс (которые относятся к «труднодоступным»), или тех, где онлайн-кассы могут работать в автономном режиме без передачи данных в ОФД (которые относятся к «отдаленным»), определяются на уровне региональных органов власти, которые издают в этих целях отдельные нормативные акты.

Источники