Росеестр

Суть государственного земельного надзора. Что такое муниципальный и общественный земельный контроль. Правовая охрана земель в России.

Росеестр
Росеестр

Под земельным контролем понимается комплекс мероприятий для обеспечения эффективности управления земельным фондом. Он призван следить за правомерностью действий всех категорий граждан в отношении соблюдения земельного законодательства. Меры воздействия надзорных органов нацелены на сохранение существующего фонда земель, на устранение случаев противоправных действий и реализацию наказаний к лицам, нарушившим нормы законодательства.

Мониторинг государственных органов затрагивает такие вопросы:

  • недопущение самовольного захвата земель;
  • устранение случаев незаконной эксплуатации земель без наличия разрешительной документации;
  • переоформление юридическими лицами участков;
  • регулирование процедур приобретения земли;
  • мониторинг соответствия характера эксплуатации наделов их целевому предназначению;
  • регулирование порядка выделения участков;
  • обеспечение пригодности земельного фонда к эксплуатации в соответствии с их целевым предназначением;
  • размежевание границ между участками.

Государственный земельный надзор, его суть

Государственный земельный надзор на законодательном уровне возлагается на федеральные исполнительные органы власти. В частности, на управление Росреестра, представители которого обязаны своевременно проводить процедуры по проверке правомерности действий участников земельных отношений.

В рамках государственного надзора за исполнением земельного законодательства могут быть проведены как отдельные процедуры, так и целый комплекс, что позволяет наиболее полно рассмотреть ситуацию, ее правомерность и законность.

Кроме того, на основании вынесенного решения или предписания в дальнейшем определяется и осуществляется ответственность за нарушения в сфере земельного права.

Роль муниципалитетов

О том, как проводится земельный контроль в областном центре, рассказал начальник отдела муниципального земельного контроля — муниципальный инспектор управления земельных отношений комитета имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода Андрей Лисицкий:

«Мы проводим работу при непосредственном взаимодействии с управлением Росреестра, в виде плановых и внеплановых проверок. Перечень плановых проверок размещён на интернет-сайте администрации города Белгорода в разделе «имущественные и земельные отношения». За 2021 и за текущий год мы провели 315 проверок, из них 254 плановых, 95 материалов была направлены в Управление Росреестра, по итогам которых лицам были вынесены штрафы».

Доля нарушений, вызванных самовольным занятием земельных участков, по словам Андрея Лисицкого, достаточно значительна и составляет на территории Белгорода порядка 71%. Оставшуюся долю выявляемых нарушений составляют неиспользование земельного участка (15,9%) и использование не по целевому назначению (13,1%).

Об особенностях земельного контроля в Белгородском районе рассказал начальник отдела — муниципальный инспектор отдела муниципального земельного контроля управления земельных отношений комитета имущественных и земельных отношений администрации Белгородского района Михаил Гетманов:

«В Белгородском районе существует проблема неиспользования садоводческих земельных участков. Мы провели их инвентаризацию и выявили 326 садоводческих объединений, из которых только 82 действующие. Земельные инспекторы ведёт работу по выявлению владельцев пустующих участков».

На вопрос, есть ли неиспользованные участки в микрорайонах ИЖС, Михаил Гетманов пояснил, что закон не заставляет гражданина сразу построить дом и жить — закон обязывает приступить к строительству в первые три года с момента получения земли, хотя бы залить фундамент. Но если кто-то не приступил, существует определённый порядок изъятия таких земель. Сначала проводится проверка, а затем муниципалитет, обладающий исключительным правом на изъятие таких участков и реализации их с публичных торгов, делает это либо с согласия собственника, либо по решению суда.

Организация и проведение плановых и внеплановых проверок, осуществляемых Росреестром

Плановые проверки юридических лиц, предпринимателей, органов местного самоуправления, органов государственной власти и граждан проводятся в соответствии с ежегодным планом проверок, разработанным и утвержденным надлежащим образом.

Планы проведения проверок соблюдения земельного законодательства согласовываются с региональными органами прокуратуры.

Периодичность проведения плановых проверок в отношении конкретного земельного участка — не чаще одного раза в 3 года.

С планами проверок на текущий год можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра в разделе «Открытая служба/ Проведение поверок/ Государственный земельный надзор».

Не забудьте выбрать свой регион из выпадающего списка в верхнем левом углу сайта.

С планом проверок юридических лиц и органов местного самоуправления также можно познакомиться на сайте Генеральной прокуратуры РФ, которая ведет единый реестр проверок (П. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

Внеплановые проверки в отношении граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления проводятся в случаях:

  • выявления по итогам проведения административного обследования признаков нарушения требований законодательства РФ, за которые предусмотрена административная и иная ответственность;
  • поступления в Росреестр обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, а также информации от органов государственной власти или органов местного самоуправления о нарушениях чьи-либо имущественных прав;
  • поступление в Росреестр обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также информации из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводится только после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта предполагаемой внеплановой проверки.

Согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.

Осуществление государственного земельного надзора в форме проверки включает в себя следующие административные действия:

В случае плановой проверки копия распоряжения о её проведении направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом не позднее, чем за 3 рабочих дня до её начала.

В случае проведения внеплановой проверки лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется о времени её проведения не позднее, чем за 24 часа до её начала любым доступным способом.подготовка к проверке;

  • проведение проверки;
  • оформление итогов проверки;
  • контроль устранения выявленных нарушений.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной (без выезда) и (или) выездной проверки.

Общий срок проведения любой проверки — с даты начала и до даты составления акта проверки — не может превышать 20-ти рабочих дней.

Уполномоченные органы и поднадзорные лица

Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц. Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2021 году:

  • Росреестр;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);

Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.

Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:

Методы для осуществления надзора. Объекты, подлежащие проверке при осуществлении государственного земельного надзора

Положение о государственном земельном надзоре подразумевает такие методы и процедуры для осуществления этого надзора, как:

  • плановые проверки;
  • внеплановые проверки;
  • наблюдение на систематической основе за правомерностью действий всех сторон-участников земельных отношений;
  • анализ за исполнением норм земельного права;
  • различные меры, установленные законодательством, для предотвращения земельных нарушений с любой стороны участников отношений.

Плановые проверки обсуждаются и устанавливаются заранее, носят публичный характер. Ответственное ведомство размещает на официальном сайте информацию, с которой может ознакомиться любой желающий.

Внеплановые проверки могут быть проведены не только на основании заявлений и ходатайств пострадавших лиц, чьи права были ущемлены, но и на основе волеизъявления представителя ответственной организации. Предупреждать о такой проверке, в рамках земельного права, никто никого не обязан.

По результатам проверки при неудовлетворенности результатом тот, в отношении кого эта проверка была проведена, имеет право обратить в суд для обжалования. О своем решении надзорные органы уведомляют не только поднадзорные лица, но и выкладывают результаты проведенных проверок на официальном сайте, где они доступны для ознакомления всем желающим, чтобы любой мог с ним ознакомиться и оспорить при необходимости.

Положение о государственном земельном надзоре предусматривает, что предметом надзора является выполнение надзора, проверка действий участников земельных правоотношений на соответствие нормам действующего законодательства. Независимо от того, кто является сторонами этих самых отношений: государственная власти, муниципалитет или граждане.

Объектами надзора со стороны государственных уполномоченных органов являются все участки земли, а также отношения, которые возникают в связи с их использованием, эксплуатацией, реализацией, то есть надзорные органы имеют полное право провести плановую или внеплановую проверку на любом из земельных участков, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Как проводится дистанционная проверка

Чтобы обнаружить и предупредить разные нарушения, работники Росреестра занимаются реализацией дистанционных проверок.

С их помощью можно понять, используется ли территория в соответствии с ее целевым назначением. Для этого специалистами применяется аэрофотосъемка. Тут вы узнаете, как заполняется новая декларация по земельному налогу.

Какие нужны документы для купли-продажи земли можно посмотреть в этом видео:

С использованием специальных летательных средств делается съемка местности. Данные передаются инспекторам Росреестра, которые сравнивают имеющиеся строения и границы с данными, имеющимися в ЕГРН.

Учитываются не только незарегистрированные постройки, но и нарушения границ, а также применение земли не по назначению.

Какие выявляются нарушения

С помощью такой проверки инспекторы Росреестра могут выявить разные существенные нарушения. К ним относится:

  • Самовольное использование земли, принадлежащей муниципалитету или другим лицам. Сюда включается необоснованное расширение имеющегося участка, например, монтаж забора или перемещение установленных межевых знаков. Дополнительно к такому нарушению причисляется возведение сооружений, частично или полностью заходящих на чужой участок, а при этом отсутствует согласие от владельца территории. К нарушениям относится запрет другим гражданам пользоваться землей, которая не оформлена в Росреестре.
  • Нецелевое использование земли. Такие нарушения достаточно легко выявляются. Например, гражданин может построить жилой дом на территории, предназначенной для ведения сельского хозяйства. В зоне, которая может использоваться только для многоэтажного строительства, запрещается возводить частный дом.
  • Отказ от использования территории. Если участок простаивает, поэтому не применяется для ведения сельского хозяйства или возведения жилого строения, то это является существенным нарушением. Земля должна использоваться в течение трех лет с момента ее передачи гражданину. Учитываются только какие-либо уважительные причины для простоя.

Вышеуказанные нарушения действительно являются серьезными, поэтому за них назначается существенное наказание.

Выявить нарушения со стороны землевладельцев достаточно просто даже дистанционным способом, поэтому работникам Росреестра для этого не требуется посещать лично участок.

Объекты проверок

Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:

  • земельных участков,
  • частей земельных наделов;
  • земли как природного объекта и ресурса.

Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные. К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.

Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.

Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая категория земель или их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению. Сюда можно отнести, например, земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов</span>;
  • водного, лесного фонда</span>;
  • другие категории, установленные российским законодательством.

Виды земельного контроля

Земельный контроль классифицируется по двум критериям. По направленности надзорных мероприятий выделяют:

  • внешний мониторинг (надведомственный тип);
  • внутренний (разновидность внутриведомственного контроля).

По признаку субъекта надзор подразделяется на группы:

  • государственного уровня;
  • муниципального типа;
  • производственная разновидность;
  • система контроля общественности.

На государственном уровне надзор реализуется через обнаружение нарушений в отношении федерального законодательства, профилактику незаконных действий и обеспечение выполнения пользователями наделов из числа предпринимателей норм охраны земли.

СПРАВОЧНО! Общий государственный надзор осуществляется Правительством и Президентом, за проведение специального вида государственного надзора несет ответственность исполнительная власть.

Особенности государственного типа надзора:

  • мониторинг касается всех категорий земельных участков;
  • анализируется деятельность любых субъектов хозяйствования без учета их формы собственности;
  • органы надзора наделены широким набором инструментов административного принуждения в форме штрафов, предупреждений, предписаний, протоколов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для защиты своих прав предприниматели могут использовать положения закона № 134-ФЗ от 08.08.2001г., который гарантирует защиту от произвола должностных лиц, представляющих органы надзора.

Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления. Задачами этого типа контроля являются:

  • профилактическая работа с пользователями земель;
  • обнаружение фактов противоправной деятельности по отношению к нормам законодательства;
  • ликвидация правонарушений в пределах муниципалитета;
  • организация системы контроля выполнения пользователями наделов стандартов законодательства;
  • налаживание эффективной схемы мониторинга.

Особенности контроля муниципального уровня:

  • контролирующие лица не могут совмещать свои функции с полномочиями органов надзора государственного уровня;
  • мониторинг касается только вопросов законности использования земель, не затрагивая проблемы охраны земельных территорий.

Общественный тип контроля реализуется гражданами государства и их добровольными объединениями. Мониторинг нацелен на обеспечение законности и объективности решений властей разных уровней, которые затрагивают правила эксплуатации земельных участков и могут нарушить права физических или юридических лиц. Дополнительный блок функций общественного контроля связан с необходимостью всестороннего отслеживания соблюдения норм эксплуатации земель, их экологической охраны.

В роли контролеров могут выступать:

  • территориальные структуры общественного самоуправления;
  • отдельные граждане РФ;
  • объединения общественности.

Производственный надзор реализуется через специализированные органы предприятий или работников ИП. В список их задач входит проверка соблюдения норм законодательства в процессе хозяйствования. Этот вид мониторинга является наиболее оперативной формой контроля правил использования территорий земельных наделов и соблюдения экологических стандартов.

Проверка целевого использования, составление акта и протокола

На основании нормативных и законодательных актов, в частности статьи 7 Земельного кодекса РФ на территории нашей страны существуют отдельные категории земель, которые определяют возможные воздействия при их эксплуатации:

  • территории, являющиеся резервным фондом;
  • участки водной и лесной категории;
  • промышленной категории;
  • относящиеся к охраняемым территориям;
  • космического фонда;
  • участки оборонного назначения;
  • предназначенные для с/х работ;
  • отведенные под населенные пункты;
  • предназначенные для жилого строительства.

Наряду с этим виды разрешенного использования земель базируются и на принципах регионального зонирования участков, к разновидностям которых относят:

  • ИЖС (для возведения на них зданий или сооружений);
  • ЛПХ – личные подсобные хозяйства – выращивание культур не для коммерческого назначения;
  • огородничество и садоводство, сюда могут относиться СНТ, ДНТ и ДНП.

О категории земли и ее целевом назначении собственник или пользователь участка будет знать еще на этапе оформления необходимой документации, позволяющей эксплуатировать землю или осуществлять с ней какие-либо действия. Основными документами, в которых будет содержаться такая информация, будут являться кадастровый паспорт и свидетельство государственного образца о праве собственности.

Характеристика сельскохозяйственных земель

Согласно требованиям Земельного кодекса использование земель разрешается исключительно в порядке их непосредственного назначения. При необходимости изменения назначения или применения с какой-либо другой целью предварительно необходимо обратиться с заявлением, в котором будет указана причина и основания.

Стоит понимать, что изменение назначения участка осуществляется не так уж часто – для этого должны быть веские причины и параллельное отсутствие различных факторов и ограничений, которые не позволят выполнить такое действие.

Каждый конкретный участок имеет определенный перечень действий, который его собственник, пользователь или арендатор имеет право осуществлять с ним.

Несмотря на то, что иногда фиксируют случаи незаконного пользования земли, которые выражаются в действиях третьих лиц – арендаторов, самозахватчиков, в задачи собственников участков также входит необходимость осуществления контроля за действиями других лиц и по возможности пресечения попыток незаконного использования.

Разумеется, не у каждого собственника или владельца участка может иметься такая возможность, но определенную долю ответственности в случае нецелевого пользования они все же будут иметь.

Правомочия собственника земли

В том случае, если собственником участка или другим лицом был замечен факт, свидетельствующий о нецелевом пользовании участка, тем более, путем его предварительного захвата (когда земельный ресурс занимается без ведома его владельца, при этом совершенно не зависит, какая форма собственности на землю присутствует в этом случае – частная, муниципальная или государственная), то действия такого лица и контролирующих органов должны быть следующими:

  • уведомление кадастрового органа, под ведомством которого находится данная территория, о факте нецелевого пользования наделом и ее незаконном занятии, если обнаруживается еще и такое обстоятельство;
  • направление ходатайства о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих незаконные действия;
  • составление акта обследования участка или протокола, который включает в себя данные совершенного правонарушения (такие действия, разумеется, выполняются только сотрудниками компетентных органов);

    Пример акта обследования

  • составление требования о том, чтобы пользование участком было прекращено и все суммы дохода, полученные в результате ее незаконного применения, были выплачены;
  • установление срока, в который все требования по данному участку должны быть выполнены;
  • в случае отсутствия действий, которые требуются от виновного лица направление заявления в суд.

В процессе выполнения таких действий особое внимание уделяется составлению акта, свидетельствующего о незаконном использовании надела, а также протокола, фиксирующего нарушение.

При составлении акта предварительно собирается комиссия, которая в обязательном порядке должна будет включать в себя кадастрового инженера, уполномоченного фиксировать факты незаконного применения наделов, а также представитель органа местного муниципалитета, под ведением которого находится конкретная земля.

Образец акта проверки

Акт должен содержать в себе такую информацию:

  • сведения, по которым можно точно определить расположение и идентифицировать участок – конкретные ориентиры, план границ надела, присвоенный ему кадастровый номер;
  • то, к какой категории земель принадлежит надел;
  • величина участка (отдельно могут отображаться данные о том, какая конкретно площадь земли используется не в соответствии с требованиями законодательства);
  • на каком основании используется надел лицами, которые эксплуатируют его не по назначению.

При составлении протокола необходимо учитывать, что он является своего рода продолжением акта и приложением к нему.

Протокол может составляться исключительно сотрудником федеральной службы, осуществляющей государственную регистрацию земель, а также ведает кадастром и картографией.

Документ содержит в себе данные по конкретному правонарушению, а также то, кто является виновным в таком действии, с указанием ФИО лица или наименования ИП или юридического лица, которое фактически виновно в совершении таких действий. Виновное лицо привлекается к ответственности в соответствии со статьей 7.1 КоАП.

Кроме таких действий со стороны государственных органов собственник участка может параллельно подать иск на виновное лицо о необходимости взыскания убытков, причиненных ему действиями третьего лица, в том числе и повлекшими за собой ухудшение состояния почвы.

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе. Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Порядок проведения

Порядок реализации контроля осуществляется через такие мероприятия:

  • регулярные осмотры земельных наделов;
  • посещение предприятий, которым выделены земельные участки;
  • при обнаружении нарушений правил эксплуатации во время очередного визита на земельные участки предпринимателей должностные лица контролирующих органов выдают предписания по устранению конкретных нарушений и обеспечению охраны земель, которые обязательны для исполнения всеми категориями предпринимателей;
  • при правонарушениях формируют протоколы, чтобы передать сведения об этом факте для рассмотрения комиссией, результатом этих процедур станет привлечение виновных лиц к конкретной мере ответственности;
  • назначают штрафные санкции.

Предприниматели, уличенные в нарушениях земельного законодательства, не имеют права препятствовать представителям надзорных органов в проведении проверки. При попытках физического воздействия или психологического давления на контролирующих должностных лиц к виновникам могут быть применены дополнительные формы наказания. Пользователи земельных наделов обязаны во время проведения проверки обеспечить свое присутствие на участке или делегировать для представления интересов компании одного из сотрудников.

ВАЖНО! При несогласии с действиями или выводами должностных лиц государственных органов контроля предприниматели могут подать письменную жалобу в вышестоящий орган или обратиться в судебную инстанцию.

Как проверить назначение земли ?

Если у вас возникают сомнения по поводу назначения земли, то посмотреть эту информацию можно в документах, например в свидетельстве о праве собственности, в выписках из ЕГРН или ЕГРП (выдавались до 2017 г.), а также онлайн на публичной кадастровой карте.

Фитосанитарный и ветеринарный надзор

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору тоже наделена широким спектром полномочий. В частности, представители и ответственные лица могут выполнять следующие действия:

  • требовать сохранения, улучшения и корректного использования плодородных почв, в том числе и неиспользования вредных и опасных веществ для их окультуривания;
  • требовать нормальной и установленной законом мелиорации земель, поскольку при неправильном подходе это негативно сказывается на почве;
  • требовать и следить за исполнением того, чтобы плодородные участки земли не были уничтожены, перенесены или сняты.

Ежегодно Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору публикует на официальном сайте план проверок. И, согласно последним данным, чаще всего проверкам подвергаются юридические лица, ИП и муниципальные органы власти, которые осуществляют на земельных участках сельскохозяйственную деятельность, в ходе которой и может быть нарушено земельное законодательство.

Одной из особенностей службы является защита не только земельного законодательства, но и природоохранного, в частности, охрана животных.

Так, если использование земельного участка угрожает естественности существующей на нем экосистемы, уполномоченные лица могут ходатайствовать о пересмотре целевой принадлежности участка или о том, чтобы виновное лицо понесло соответствующее наказание, вплоть до уголовной ответственности с отбыванием реального срока в местах лишения свободы.

Результаты деятельности Росреестра

По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.

В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.

Оформление результатов проверок

По результатам проверки (как плановой, так и внеплановой) госземинспектором составляется акт проверки в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается проверяемому лицу (его представителю) под роспись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки).

В акте делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства на проверяемом земельном участке.

При выявлении в ходе проверки признаков нарушения земельного законодательства составляется протокол об административном правонарушении (после уведомления нарушителя о дате и времени его составления).

С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Постановлением о назначении наказания нарушитель признается виновным в совершении административного правонарушения, ему выносится административный штраф.

При выявлении административного правонарушения нарушителю одновременно с актом вручается предписание об устранении нарушений. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.

Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом нескольких факторов:

  • вид выявленного правонарушения;
  • время вступления в силу постановления по данному делу об административном правонарушении;
  • время, необходимое для устранения конкретного нарушения земельного законодательства.

По общим правилам установленный срок устранения нарушения не должен превышать 6 месяцев.

Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен на основании заявления лица, в отношении которого это предписание вынесено, по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа). К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие и обосновывающие необходимость продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений.

Госземинспектор, осуществляя государственный земельный надзор, контролирует исполнение нарушителем предписания об устранении нарушения. В случае выявления его неисполнения госземинспектор:

  • выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства и
  • принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении по факту невыполнения в установленный срок предписания.

В случае невыполнения в указанный срок требований, указанных в предписании, государственный инспектор применяет к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные законодательством, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.

Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.

Что такое правовая охрана земель

В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:

  1. Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
  2. Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.

Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.

Узнайте более подробно, что в себя включает правовая охрана земель.

Штрафы за несанкционированный захват земель

Одним из видов незаконных действий с участками является их самозахват. Ответственность за такие действия предусматривается согласно Статьи 7.1 КоАП. Кроме непосредственного самозахвата данной статьей предусмотрена ответственность за эксплуатацию земель без надлежащих документов (основания для выполнения каких-либо действий с ней), отсутствие документальных разрешений на производимые работы.

Нарушением не будет являться действие по использованию надела, в процессе которого физическое или юридическое лицо не должно было оформлять документацию относительно использованного надела.

К самовольному занятию (самозахвату) могут относиться следующие действия:

  • осуществление действий по застройке участка, не принадлежащего самому застройщику, в случае, если у него отсутствуют разрешительные документы на выполнение таких действий;
  • самовольное изменение границ участка путем прибавления к ним других земель, при этом, если на чужой территории также осуществляется постройка стационарного типа или возводятся какие-то временные конструкции. Стоит отметить, что при изъятии участков у лиц или организаций материальный ущерб им не возмещается, поскольку такие действия изначально не являлись законными.
Штраф за захват

За нарушения, которые относят к самовольному захвату, полагаются следующие величины штрафов (при известной величине кадастровой стоимости, в % от нее):

  • физлица – от 1 до 1,5%, но не менее 5 000 рублей;
  • должностные представители – от 1 до 1,5%, но минимум 20 000 рублей;
  • юрлица – от 2 до 3%, но не меньше, чем 100 000 рублей.

Если надел, в отношении которого совершено нарушение, не имеет установленной стоимости, в таком случае сумма штрафных санкций будет следующей:

  • физические лица – 5-10 000 рублей;
  • представители компаний – 20-50 000 рублей;
  • юрлица – 100-200 000 рублей.

Взыскание при отсутствии факта использования с/х земли

Отдельно выделяется несение ответственности за получение земель сельскохозяйственного назначения и дальнейшее отсутствие действий по их непосредственному использованию (выращивание культур). Кроме такого нарушения могут также привлекаться к административной ответственности лица, которые не выполняют следующие взятые на себя обязательства при получении земельных участков:

  • проведение действий по рекультивации земли;
  • улучшение свойств участка (ее грунта);
  • защита от вредных насекомых и уничтожение сорняков;
  • скос сена.
Виды и этапы рекультивации

При отсутствии действий по обработке величина штрафа может составлять:

  • для физлиц – от 0,3 до 0,5% от стоимости участка, но не менее 3 000 рублей;
  • для должностных представителей величина штрафа будет колебаться в диапазоне от 0,5 до 1,5%, но не менее, чем 50 000 рублей;
  • для юрлиц предусматривается штраф в размере от 2 до 10%, минимум 200 000 рублей.

При нарушениях, которые относятся к действию лиц или бездействию, повлекшему за собой ухудшение ее качества и плодородия, суммы штрафов выражаются в таких размерах:

  • для физлиц – от 20 до 50 000 рублей;
  • представители – 100-200 000 рублей;
  • юрлица – от 200 до 400 000 рублей.

Итак, при действиях, которые подпадают под формулировку нецелевого использования, лица, виновные в подобном могут привлекаться к ответственности с последующим наложением штрафов. В случае значительных ухудшений свойств земли и отказе ее восстановления может применяться мера изъятия участков в пользу государства.

Выводы

Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями. В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности. Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.

Источники