Что является дорогами общего пользования?

Автомобильные дороги общего пользования - что это? Как принято обозначать категории дорог в России?

Что является дорогами общего пользования?
Что является дорогами общего пользования ?

Дорога — это путь сообщения, предназначенный для перемещения технических средств и людей. Дорога, исходя из вида транспорта, по ней движущегося, может быть автомобильной или железнодорожной.

Автомобильная дорога — это часть транспортной инфраструктуры, которая предназначена для движения механических транспортных средств и включает в себя связанные конструктивные элементы (дорожные покрытия и полотно) и искусственные инженерные сооружения, а также участки земли, на которых они расположены.

Железная дорога — это транспортный проезд, состоящий из закрепленных рельсов, по которым передвигаются пассажирские и грузовые поезда.

Категории железных дорог определяются сводом правил 119.13330.2012 (обновленной редакцией СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»), согласно которому ж/д линии и пути подразделяются на классы в зависимости от характера и размера осуществляемых по ним перевозок.

Общие сведения об автодорогах

Категории:

  • Е – автодороги европейского направления.
  • М – федеральные трассы.
  • Р – дороги между административными центрами.
  • А – дороги, ведущие к транспортным узлам: аэропорт, речпорт, морской порт и т.п.
  • К – дороги в регионах.
  • Н – остальные дороги.

Так же дорогие делят еще на классы:

  1. Скоростные дороги (магистраль, автострада и т.п.) – ширина подобной дороги должны быть не менее 15 м. Так же обязательно должна присутствовать разделительная полоса. Более двух полос в одну сторону. Такие дороги предусмотрены для большого потока машин. Подобные дороги должны быть покрыты качественным бетоном. По дорогам подобного типа разрешено движение более 120 км/ч. Статистика показывает, что более 7 000 автомобилей проходит в течение 24 часов по таким трасам.
  2. Дороги с асфальтом – чаще всего это дороги, которые соединяют административные центры. Ширина дороги в этом случае должна быть более 7,5 м. За сутки поток машин достигает отметки в 3-3,5 тыс. автомобилей. Допустимая скорость до 120 км/ч.
  3. Автодороги с меньшей пропускной способностью – обычно проезжает менее 3 000 авто. Ширина таких дорог по стандартам 3,5 -7 м. В качестве покрытия может быть асфальт, но иногда допускается просто булыжное покрытие. Скоростной режим на таких дорогах достигает отметки 100 км/ч, а транспорт более 6 тон не имеет возможности проехать. Эта категория имеет покрытие более низкого качества. Именно поэтому движение затруднённое, особенно осенью и весной. Скорость не должна превышать 80 км/ч, а за сутки проезжают только 1000 машин. Грузовики не допускаются к проезду по этой дороге, так как могут нанести, серьезны повреждения покрытию.
  4. Проселочная дорога – в большинстве случаев эта дорога вообще без покрытия.
  5. Лесная дорога – из названия ясно, что это дороги, которые пролегают в лесу. Эти дороги чаще всего используют, что бы отслеживать состояние леса, по ним движутся егеря, лесовозы и т.п. Так же по этим дорогам движутся пожарные в случае лесного возгорания.

К сожалению не все дороги в России могут похвастаться хорошим качеством. А ведь именно от этого зависят грузо и пассажирские перевозки. Некачественная дорога можем привести к авариям, поломке транспортного средства, увеличению расхода топлива и т.п.

В зависимости от покрытия дороги делят на:

  • — мостовые,
  • — дороги из цемента и бетона,
  • — гравийные,
  • — грунтовые,
  • — дегтебетонные,
  • — дороги из асфальта и бетона,
  • — покрытие веществами с органическими материалами.

ФЗ, устанавливающий классификацию автомобильных дорог

Категории автомобильных дорог в Российской Федерации утверждены ФЗ номер 257 от 08.11.2007 года. Целями данного правового источника являются:

  • определение основ функционирования автодорог, использования их, осуществления дорожных работ в интересах пользователей ими, собственников данных дорог, государства, муниципальных образований;
  • обеспечение сохранности и развития дорог, улучшения их техсостояния;
  • содействие внедрению новейших технологий в области дорожной деятельности;
  • улучшение инвестиционного климата в рассматриваемой сфере;
  • усовершенствование гос.управления в части дорожных работ;
  • обеспечение добросовестной и эффективной конкуренции в области дорожной деятельности;
  • интеграция автодорог в международную сеть транспорта.

Что является дорогами общего пользования ?

Классификация в зависимости от назначения

Автомобильные проезды в зависимости от назначения делятся на следующие категории дорог:

  • федеральные;
  • региональные или межмуниципальные;
  • местные;
  • частные.

Дороги федерального значения — это важнейшие пути РФ, находящиеся в собственности государства и финансируемые в основном из федеральной казны.

Дороги регионального значения — это транспортные пути, которые находятся в ведении субъектов РФ и финансируемые из их бюджетов.

Классификация в зависимости от формы разрешенного использования

Исходя из вида разрешенного применения проездов, выделяют категории дорог общего пользования и необщего пользования.

К автодорогам общего назначения относятся пути, предназначенные для движения по ним транспорта неограниченного круга лиц. К проездам же необщего пользования относятся те дороги, которые находятся в собственности, во владении или пользовании органов исполнительной гос.власти, администраций местного уровня, организаций или физических лиц, а также используемые ими только для обеспечения собственных потребностей или государственных нужд.

Дороги общего пользования по ФЗ-№257 и СП 34.13330

Понятие дорог общего пользования и какой тип дорог можно к ним отнести приведено в Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Понятие термина «дороги общего пользования» приведено в Статье 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007.

Согласно п.2 Статьи 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007 автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на:

  • автомобильные дороги общего пользования
  • автомобильные дороги необщего пользования.

В соответствии с п.3 Статьи 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007 к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Согласно п.5 Статьи 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007 автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации — город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Согласно п.6 Статьи 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007 автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта РФ со столицей РФ — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Согласно п.7 Статьи 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007 перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством РФ.

Согласно разделу 4 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*:

п.4.7. Автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автотранспортных средств габаритами: по длине одиночных автомобилей — до 12 м и автопоездов — до 20 м, по ширине — до 2,55 м, по высоте — до 4 м для дорог категорий I-IV и до 3,8 м для дорог категории V.

Автодороги необщего пользования

Список федеральных, региональных и межмуниципальных дорог необщего использования утверждается уполномоченными федеральными исполнительными органами власти и высшим исполнительным органом гос. власти субъекта РФ. В перечень региональных и межмуниципальных дорог необщего использования не могут входить федеральные автодороги необщего пользования и их участки.

Список местных дорог может устанавливаться органом местного самоуправления. Всем транспортным путям общего и необщего пользования присваивается номер, состоящий из нескольких букв, ОП и НП соответственно.

Федеральные дороги, предназначенные для общего пользования

К федеральным автомобильным дорогам относятся:

  • дороги, которые соединяют Москву со столицами других сопредельных стран, а также с административными центрами регионов РФ;
  • дороги, которые входят в перечень международных автодорог согласно международным соглашениям России.

К транспортным путям федерального значения могут относиться также проезды:

  • соединяющие административные центры регионов РФ между собой;
  • подъездные пути, которые соединяют федеральные дороги ОП, и транспортные узлы, которые имеют международное значение, а также спец.объекты федерального значения;
  • подъездные пути, которые соединяют административные центры регионов России и не имеют автодорог общего пользования, объединяющих соответствующий административный центр региона РФ со столицей страны, и ближайшие порты, аэропорты и железнодорожные вокзалы/станции.

Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования

Критерии отнесения к категории дорог общего пользования региональных или межмуниципальных и перечень таких транспортных путей утверждается высшим исполнительным органом гос. власти субъекта страны. В список региональных или межмуниципальных дорог общего пользования не могут быть включены федеральные дороги общего пользования и их участки.

Региональные дороги обозначаются специальным идентификационным номером РЗ, а межмуниципальные — номером МЗ.

Что является дорогами общего пользования ?

Местные и частные дороги, предназначенные для общего пользования

Категории дорог местного значения общего пользования подразделяются на:

  • дороги поселения;
  • дороги муниципального района;
  • дороги городского округа.

К первым относятся автомобильные пути, расположенные в пределах населенных пунктов поселения, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог общего пользования и частных автомобильных дорог.

Ко вторым относятся автомобильные пути, расположенные на территории муниципального района, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог ОП, а также дорог ОП местного значения поселений и частных автодорог.

Третий вид — это автомобильные пути, расположенные в пределах городского округа, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог общего пользования, а также частных транспортных путей.

Категории дорог утверждаются органом местного самоуправления поселения, муниципального района или городского округа соответственно.

Частные автодороги общего пользования — это пути сообщения, которые находятся в собственности физ. и юр. лиц, а также не оборудованные устройствами, которые ограничивают проезд транспорта не очерченного круга лиц.

Классификация в зависимости от скоростного режима

Классификация дорог по категориям в зависимости от условий доступа на них транспорта и условий проезда по ним выглядит следующим образом:

  • автомагистрали;
  • скоростные автодороги;
  • обычные автодороги.

Автомагистрали — это автомобильные дороги, не предназначенные для автообслуживания прилегающих территорий, а также:

  • имеющие центральную разделительную полосу, которая не предопределена для движения по ней, и несколько проезжих частей;
  • не пересекающие на одном уровне иные авто и ж/д дороги, трамвайные пути, вело- и пешеходные дорожки;
  • въезд на которые возможен только при пересечении на разных уровнях с иными автодорогами, которые предусмотрены не чаще чем через каждые 5 км;
  • на проезжих частях которых запрещено останавливаться;
  • оборудованные специальными площадками для стоянок и отдыха.

Автомагистрали обозначаются специальными знаками.

Скоростные автодороги — это автомобильные пути, проезд на которые возможно осуществить только через развязки, предназначенные для транспорта, либо регулируемые перекрестки. На проезжей части такого рода дорог запрещены остановки транспорта, для отдыха и стоянок машин на скоростных дорогах есть специально оборудованные площадки.

Обычные автомобильные дороги — это все остальные автотранспортные пути, имеющие одну или несколько проезжих частей и не обозначенные специальными знаками.

Что такое маршрутное транспортное средство?

В первую очередь рассмотрим понятие маршрутное транспортное средство из пункта 1.2 ПДД:

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Обратите внимание, что в определении есть следующая фраза «движущееся по установленному маршруту». Если общественный транспорт отклонится от установленного маршрута движения, то он перестанет быть маршрутным транспортным средством

Например, если водитель захочет объехать пробку через дворы, то его автомобиль потеряет перечисленные ниже преимущества маршрутного транспортного средства.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Первое преимущество маршруток, автобусов и троллейбусов состоит в том, что именно для них предназначены выделенные полосы для общественного транспорта. Выделенные полосы были рассмотрены в рамках отдельной статьи, поэтому здесь повторяться не буду.

Напомню лишь, что выделенные полосы обозначаются следующими дорожными знаками:

Начало движения от обозначенного места остановки

Ситуация регламентируется пунктом 18.3 ПДД:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Обратите внимание, маршрутки, автобусы и троллейбусы получают преимущество при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Ситуация происходит в населенном пункте.
  • Место остановки должно быть обозначено знаком 5.16:
  • Общественный транспорт должен начинать движение. Т.е. если маршрутка медленно проедет через остановку, но останавливаться не будет, то преимущества она не получит.

В данном пункте также есть дополнительное требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться в том, что им уступают дорогу. На практике это ведет к тому, что если произойдет ДТП с автобусом, отъезжающим от остановки, то его виновниками будут признаны одновременно оба водителя. Водитель автомобиля нарушит требования первого предложения пункта 18.3, водитель общественного транспорта нарушит требования второго предложения этого же пункта.

Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки

В правилах дорожного движения приведены несколько знаков, действие которых не распространяется на маршрутные транспортные средства:

Обратите внимание, общественный транспорт может нарушить требования данных знаков только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте. Речь об этом шла в начале данной статьи

Как только маршрутка отклоняется от маршрута движения, она перестает быть маршрутным транспортным средством.

Таким образом, опасные ситуации вроде движения во встречном направлении по одностороннему движению на практике не возникают.

Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы попасть на выделенную полосу для общественного транспорта, направленную навстречу основному потоку. Въезд других автомобилей (кроме такси и школьных автобусов) на такую полосу запрещен.

В завершение хочу отметить, что для водителей маршруток не предусмотрены индивидуальные штрафы ГИБДД, т.е. они отвечают за свои нарушения точно также, как и другие водители.

Классы

Скользкая дорога — дорожный знак — клипарт в векторном виде

Учитывая последний пункт, а также при в соответствии с режимом ускорения, все асфальтобетонные магистрали принято классифицировать на такие группы:

  • автомагистрали;
  • шоссе для ускоренного следования;
  • местные тракты.

Следует принять во внимание, что при изменении маршрута следования, доступ для поворота на иной равнозначный путь не должен встречаться часто. Для каждого из классов установлен свой предел:

  1. для автомагистралей — через 5 км.;
  2. для скоростных пути — через 3 км.;
  3. для местного следования параметры зависят от группы:

    • IB, II, III на отрезке > 600 м.:
    • IV — допустимый лимит расстояния >100 м.;
    • V — не реже 50 м.

Законодательное регулирование классификации автошоссе регламентируются
сводом правил, утвержденных постановлением государственного органа в 2009
году.

Эксплуатация и уход за покрытием

Что бы покрытие было прочным, необходимо вовремя убирать неровности, снег, грязь и т.п.

Важно сооружать стоки для воды, особенно они нужны в период с весны до конца осени. Благодаря нагрузкам от колес, на поверхности часто появляются волны, и даже сдвиги

Летом необходимо убирать пыль на дорогах, так как она мешает водителям и помогает машине быстрее ломаться.

Для обеспыливания, рекомендуют покрывать полотно дороги специальными растворами. Перед нанесением обязательно выровнять дорогу. Количество раствора можно рассчитать из расчета 1 л на 1 кв.м. Обеспыливания хватит в среднем на 3 месяца.

Зимой важно очищать дорогу от снега и гололеда. С помощью бульдозеров, грейдеров и снегоочистителей убирают основную массу снега

С обледенением борются, применяя песок, золу, шлак и гравий. Так же могут применяться химические вещества, под действием которых лед начинает таять.

Работы по ремонту дорог могут быть такими, как устранение трещин и выбоин, удаление просадки, профилирование, ремонт земляной поверхности, сюда же относится и очистка от загрязнений.

Необходимо проводить ремонт один – два раза в год. Это может быть: обработка поверхности асфальта, щебня или гравия; замена испорченной плиты и т.п.

Мы рассмотрели различные варианты покрытий, а так же их особенности. Необходимо не только правильно уложить полотно, но и вовремя проводить профилактику. При таких условиях, можно рассчитывать, что дорожное покрытие прослужит достаточно большой период времени.

Как принято обозначать категории для автомобильных дорог в России

Все транспортные магистрали условно разделены на 5 групп, которым присвоены такие символы:

  1. В зависимости от скоростного режима принято обозначать:

    IA — для автомагистралей (до 150 км./ч.);
    IБ — для скоростных шоссе (до 120 км./ч.);
    IВ — для путей местного назначения (до 120 км./ч.).

    Для бетонок IВ,IA и IБ присущи такие характеристики:

    1. число участков следования может быть равным или > 4;
    2. обязательно наличие метки, разделяющей движение по разным
      направлениям;
    3. параметры полосы, по которой движется один поток машин должен
      равняться 3,75 м.;
    4. преимущественное пересечение с иными путями происходит по автошоссе, расположенном в ином пространственном измерении;
    5. колеи для автомашин, железнодорожного и трамвайного транспорта не
      должна перекрещиваться на одном уровне;
    6. съезд с магистрали, требуемый для поворота на путь, примыкающий к
      главному, категорически запрещен;
    7. для скоростной трассы и магистрали обычного типа отклонение от основного
      направления на второстепенную трассу возможен при условии своевременного
      перестраивания в нужный ряд.
    8. Низкоскоростные автомагистрали обозначаются в порядке возрастания с II по V и имеют характерные особенности:

  2. II вариант № 1:

    1. 4-х полосная трасса величиной 3,5 м.;
    2. с разделителем или (без него);
    3. не пересекаемая в плоскости ни с каким другим видом транспорта;
    4. на которой водителю разрешено соблюдать темп не более 120 км./ч.
  3. II вариант № 2:

    1. двух- или трехрядная трасса;
    2. стандартного размера (3,75 м.);
    3. без конструктивных элементов разметки;
    4. с возможностью съезда на боковые трассы, примыкающие к основному пути;
    5. без одноуровневого перекрещивания с ж/д или трамвайными колеями;
    6. с возможностью поворота в сторону примыкающего тракта;
    7. ускорение — как в варианте № 1.
  4. III тип (приведены только различия с II № 2):

    1. с соблюдением лимита: не более двух лент следования;
    2. допустимая быстрота перемещения не должна превышать уровень: 100 км./ч.;
  5. IV тип (приведены только различия с III):

    1. допускается более узкая ширина участка для одного потока машин: до 3-х
      метров;
    2. не исключена вероятность преграждение бетонки путями, предназначенными для рельсового транспорта;
    3. перемещение за единицу времени
  6. V тип (приведены только исключительно различия с IV):

    1. 1 линия следования для разных направлений;
    2. поперечная протяженность пути равняется или > 4,5 м.;
    3. резвость преодоления пути лимитирована 60 км./ч.

Помимо этого, в отдельные категории российских автомобильных дорог
входят международные, муниципальные, частные, иные тракты.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5a69d3df4bf161c07b4caf03/vnutridvorovoi-proezd-obscee-imuscestvo-sobstvennikov-mkd-ili-net-5d94598c0a451800ad467844
  • https://rg.ru/2007/11/14/dorogi-dok.html
  • https://BusinessMan.ru/new-kategorii-dorog.html
  • https://buildingclub.ru/dorogi-obshchego-polzovaniya-po-fz-257-i-sp-34/
  • https://rosavtodor.gov.ru/truck/dorogi-rosavtodora/osnovnye-terminy
  • https://7gear.ru/avtomobili/kategorii-dorog.html