Служебная тайна, служебная информация и информация для внутреннего пользования

Разбираемся, что такое служебная тайна, какая информация к ней относится, чем грозит разглашение и какими способами она охраняется.

Служебная тайна, служебная информация и информация для внутреннего пользования
Служебная тайна, служебная информация и информация для внутреннего пользования

Служебная тайна – это сведения, доступ к которым ограничен властью, служебными лицами и законодательством. Если гражданин в силу своей должности и обязанностей имеет доступ к подобной информации, он обязан ее не разглашать. Исключением является ситуация, когда запрос к конфиденциальным сведениям поступает от уполномоченного органа.

Чтобы было понятнее, мы рассмотрим примеры служебной тайны:

  1. Налоговая тайна. К ней можно отнести все сведения о налогоплательщиках, которые были получены ФНС. Если гражданин является предпринимателем, то этот факт тоже является конфиденциальным. Вся информация, поступающая в государственные органы, тщательно охраняется с использованием особых технологий защиты. Поэтому доступ к данным имеют только должностные лица.
  2. Секретная информация ЗАГСа. Сведения, поступающие в данный орган, тоже не должны разглашаться. Их может запросить только ограниченный круг лиц. Нельзя любому желающему озвучивать данные о рождении и усыновлении ребенка, смене имени, отчества или фамилии (и о причинах подобного решения), а также данные о вступлении в брак и разводе. Запросить эти данные могут только сами люди, к которым они относятся, а также суд, прокуратура, органы следствия и дознания.
  3. Данные об организации. Не допускается разглашение следующих данных: опыт работников и начальства, наличие судимости у людей, умения и навыки, особенности производства, методы обучения сотрудников, депозиты, сделки компании, охранные системы. Подобные сведения, попав в недобросовестные руки, могут подпортить репутацию фирмы, нанести ей серьезный ущерб или даже обанкротить организацию.

Неразглашение личных профессиональных сведений, а также другой вышеописанной информации требуется для защиты интересов физических и юридических лиц. Работник, имеющий доступ к служебной тайне, в случае незаконного распространения информации будет наказан.

Какой федеральный закон расшифровывает понятие «служебная тайна»

В настоящее время отсутствует действующий федеральный закон, посвященный служебной тайне (СТ) и раскрывающий содержание этого термина.

Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:

  • образующиеся в процессе управленческой работы органа или организации или получаемые ими в законном порядке в соответствии с их компетенцией;
  • распространение которых негативно сказывается на реализации органом или организацией законных полномочий (или препятствует ей).

Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.

СТ также можно определить как один из видов информации:

  • доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими должностных функций в государственных или муниципальных органах;
  • защищаемой законом.

Какие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции) посвящены вопросам служебной тайны

Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:

  • постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, устанавливающее схему обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности;
  • инструкции (положения, порядки) об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения и алгоритмы обращения с ней:
    • в научной сфере (инструкция утверждена приказом Минобрнауки от 30.12.2010 № 2233);
    • в автодорожной сфере (утв. приказом Росавтодора от 17.03.2014 № 78);
    • на воздушном транспорте (утв. приказом Росавиации от 18.12.2014 № 841);
    • в системе Следственного комитета РФ (утв. приказом Следственного комитета от 23.12.2014 № 109);
    • иные (утв. приказом МПР от 12.01.2044 № 8, приказом ФМБА от 21.01.2009 № 20).

Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — отдельному набору информации, не относящемуся к СТ (нормативное разграничение сведений, составляющих гостайну, и информации, относимой к СТ, закреплено в абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства РФ № 1233). Перечень состоит из 118 позиций, объединенных в 4 блока и содержащий сведения в областях:

  • военной;
  • экономики, науки и техники;
  • внешней политики и экономики;
  • разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
  • противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер госзащиты.

Другим Указом Президента РФ (от 06.03.1997 № 188) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, включающий:

  • информацию о частной жизни граждан (сведениях, фактах, обстоятельствах), их персональных данных (кроме подлежащих размещению в СМИ в соответствии с законом);
  • информацию, составляющую тайну следствия и судопроизводства;
  • иную информацию, связанную с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен законом.

Из п. 3 Перечня, утвержденного данным Указом, можно сделать вывод, что к СТ относится только часть конфиденциальной информации, а именно сведения, доступ к которым ограничен органами госвласти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (определение в законе служебной тайны).

В следующем разделе расскажем о том, какое влияние нормы ГК РФ оказывают на попадание сведений в разряд СТ.

Отнесение информации к категории служебной тайны

Данные относятся к служебной тайне, если подходят под следующие критерии:

— относится к служебной информации согласно федеральному закону;

— относится к конфиденциальной информации других лиц, к примеру, банковская тайна, тайна личной жизни, коммерческая тайна;

— не является государственной тайной;

— сотрудник государственной структуры получил ее для служебного пользования.

Проведя анализ правовых норм статьи 139 ГК РФ и постановления правительства 1994 года, можно выделить такое определение служебной тайны. Это конфиденциальная информация о деятельности государственных структур, которая охраняется законом и доступ к которой ограничивается вследствие служебной необходимости. Может быть и другой вариант. К примеру, служебная тайна является несекретной информацией, ограниченной в распространении из-за служебной необходимости в государственных органах.

Какая информация является служебной тайной

Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:

  • служебные секретные сведения о работе федеральных властных, государственных органов; ограничения на доступ к таким сведениям диктуются федеральным законодательством с целью защиты интересов страны;
  • тайна предварительного следствия и судебная тайна, включающая в себя тайну работы судей и присяжных;
  • конфиденциальные сведения, попавшие в поле зрения чиновников по долгу службы: любая личная, профессиональная или относящаяся к ведению бизнеса, не подлежащая разглашению информация.

Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:

  • военную тайну;
  • тайну следствия;
  • судебную тайну;
  • налоговую тайну;
  • конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий.

В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.

Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.

Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.

По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.

Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.

В то же время налоговой служебной тайной являются:

  • сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, декларациях;
  • основания начисления налогов, расчеты, сведения о доходах и расходах фирмы;
  • данные об отчислениях в бюджет за 3 года;
  • иные сведения, касающиеся непосредственно начисления и уплаты налоговых сумм.

Служебную тайну в целом можно разделить на две части:

  • сведения о работе самой государственной (муниципальной) структуры;
  • сведения, ставшие известными чиновникам в соответствии с законом и в силу исполнения ими служебных функций.

Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.

Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.

Примеры служебной тайны

Налоговая тайна. Согласно налогового кодекса РФ, налоговая тайна – это любая информация о налогоплательщиках, которая получена налоговыми органами. Данные о человеке, если он является предпринимателем, тоже являются тайной (персональные данные).

Разглашением данных в этом случае является передача или использование коммерческой информации о налогоплательщике, которая стала известна работнику налоговой службы. В этом случае налоговая тайна — это коммерческая тайна.

Данные, поступившие в государственные структуры, имеют определенный режим хранения и специальные технологии защиты. Доступом к ним обладают лишь определенные должностные лица.

Служебная тайна актов ЗАГСа

Данные, полученные работниками ЗАГСа, тоже относятся к конфиденциальным. К этой информации должен быть ограничен доступ только теми сотрудниками, которые имеют на это право. Информация гражданского состояния не должна разглашаться. К такой информации относится рождение, смена фамилии, имени, усыновление, заключение брака, расторжение брака.

СПРАВКА! Начальство ЗАГСа имеет право предоставить такую информацию исключительно по запросам органов следствия или дознания, прокуратуры, суда.

Становится понятно, что тайна записи тоже может относиться к служебной тайне. В целом, почти все сведения и документы можно отнести к такому понятию. По сути ни один документ совершенно любой компании не должен быть доступен для посторонних.

Какая информация не относится к служебной тайне

Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.

К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:

  1. Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
  2. Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
  3. Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
  4. Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
  5. Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
  6. Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.

Сведения, доступ к которым не может быть ограничен

Не относимая к служебной тайне информация перечислена в п. 1.3 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения).

В состав служебной информации ограниченного распространения не включаются:

1. Законодательные акты, устанавливающие:

  • правовой статус госорганов, организаций, общественных объединений;
  • права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации.

2. Сведения об опасных природных явлениях и процессах, чрезвычайных ситуациях.

3. Санитарно-эпидемиологическая, гидрогеологическая, гидрометеорологическая, экологическая информация.

4. Описание функций, направлений и форм деятельности органа исполнительной власти, а также его структура и адрес.

5. Порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан и юрлиц, а также принятые решения.

6. Сведения об использовании госресурсов, состоянии экономики и потребностей населения.

7. Необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан документы, накапливаемые в открытых фондах архивов и библиотек, информационных системах организаций.

Аналогичный список сведений, доступ к которым не может ограничиваться, приведен в ст. 8 закона об информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

Договор о неразглашении

Для сохранности конфиденциальных сведений сотрудники подписывают договор о неразглашении. Подобный документ составляется для каждого работника, который имеет доступ к служебной тайне. Необходимость в этом может быть у сотрудников правоохранительных органов, ФНС, кредитных компаний и т.д.

Важно! Доступ к служебной тайне может быть только у государственных служащих. В их обязанности входит обеспечивать сохранность сведений.

Обнародование секретных данных может привести к негативным последствиям, как для физического лица, так и для организации. Если человек подпишет соглашение о неразглашении, то при нарушении договора наступит ответственность. Если человек не хочет ставить подпись на данном документе, тогда он не может быть допущен к секретным данным.

Наиболее часто соглашение составляется как приложение к трудовому договору. Конкретного образца нет, но бумага должна содержать следующие пункты:

  1. Вводная часть (название бумаги, место составления, цель).
  2. Предмет соглашения.
  3. Обязательства обеих сторон.
  4. Общие положения.
  5. Ответственность (какие последствия наступят при нарушении конфиденциальности).
  6. Подписи сторон.

Перед подписанием рекомендуется ознакомиться со всеми пунктами. От работника потребуется строго соблюдать все условия договора, если не хочется негативных последствий за нарушение предписаний.

Сведения, являющиеся коммерческой и служебной тайной

Информацию, относящуюся к коммерческой тайне, можно сгруппировать по функционально-целевым признакам:

  1. Деловая информация (переговоры, контракты, партнеры, переписка).
  2. Производственная информация (технологии, ноу-хау, используемые станки).
  3. Финансовая информация (источники финансирования, инвестиции).
  4. Информация о персонале и его труде (личные дела работников, планы по организационно-штатным мероприятиям, структура подчиненности, не указанная в уставе, система организации труда).
  5. Маркетинговая информация (проведенные исследования, стратегия завоевания рынка, реклама).
  6. Информация, связанная с научно-техническими разработками, их концепциями, планами введения в производство.
  7. Используемые программы, логины и пароли для доступа к ним.
  8. Информация о производимом товаре (его структура, характеристика, параметры и т. д.).

Служебная тайна включает в себя информацию, которую условно можно разделить на 2 группы:

  1. Сведения, связанные с деятельностью должностных лиц. Например, данные предварительного расследования (тайна следствия), планируемые военные учения (военная тайна) и т. п.
  2. Информация, полученная госслужащими в результате их деятельности. К примеру, информация, относящаяся к коммерческой тайне.

Всякая информация, имеющая ценность в силу ее недоступности широкому кругу лиц, считается тайной.

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну. Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004. Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица. При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2006. Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.

Профессиональная и служебная тайна: в чем разница

Определение профессиональной тайны дано в п. 4 указа № 188. Это сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна телефонных переговоров, почтовых отправлений и т. д.

Все это самостоятельные виды тайны. Служебная тайна может включить любую из них, кроме адвокатской и тайны исповеди.

В отношении адвокатской тайны и тайны исповеди действующим законодательством гарантирована безусловная конфиденциальность. Так, пп. 3 и 4 ст. 56 УПК РФ не позволяют допрашивать адвоката и священнослужителя в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны в ходе оказания правовой помощи или из исповеди соответственно. Согласие адвоката/священнослужителя в данном случае роли не играет. Полученные от него сведения суд просто не примет на основании их недопустимости как доказательств.

Чем отличаются государственная и служебная тайна

Понятие государственной тайны определено в ст. 2 закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-I. Это защищаемая государством информация, распространение которой может нанести ущерб безопасности страны.

Список сведений, которые являются такой тайной, перечисляется в ст. 5 вышеуказанного закона.

Государственная тайна имеет ряд отличительных особенностей:

  • перечень сведений, относящихся к гостайне, исчерпывающий;
  • в защиту гостайны разработана целая система законодательства;
  • для контроля за обеспечением защиты гостайны созданы специальные органы;
  • меры по защите гостайны финансируются из бюджета;
  • имеются несколько степеней секретности;
  • за работу со сведениями, относящимися к гостайне, работникам устанавливаются дополнительные социальные гарантии.

В общем-то, информация, являющаяся государственной тайной, может стать служебной тайной. Для ее получения должностным лицам необходимо оформить допуск в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» от 06.02.2010 № 63.

Отличие служебной тайны от профессиональной

Понятия профессиональной и служебной тайны далеко не идентичны, хотя в силу родственности наименований очень распространено противоположное мнение. В соответствии с пунктом 4 Перечня конфиденциальных сведений к первой категории относится информация, доступ к которой защищен, в первую очередь, Конституцией России. Например:

  • тайна исповеди, переписки, телефонных переговоров;
  • врачебная, адвокатская, нотариальная тайны и т. д.

ВАЖНО! Любой из перечисленных видов сведений может стать объектом служебной тайны в случае, если доступ к нему будет получен в связи с исполнением государственным служащим или сотрудником следственных (судебных) органов своих должностных обязанностей. Например, истребование следователем истории болезни потерпевшего, детализации телефонных переговоров и т. д.

Безусловная конфиденциальность гарантирована только в отношении адвокатской тайны и тайны исповеди, поскольку, согласно пп. 3 и 4 ч. 3 ст. 56 УПК России, адвокат и священнослужитель не могут быть допрошены в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны в ходе оказания правовой помощи или из исповеди соответственно. Это же положение закреплено в ст. 69 ГПК РФ.

Защита служебной тайны

Надо сказать, что служебная информация и служебная тайна — где-то очень близкие понятия. Сюда могут быть отнесены все конфиденциальные данные, которые циркулируют в органах государственных структур. Однако это должно касаться и коммерческих организаций. В их обороте тоже находится масса документов. Эта информация, составляющая служебную тайну, также не подлежит разглашению. Негосударственные структуры должны разрабатывать свои положения относительно этого понятия.

Для этого можно разработать документ, в котором будет указан перечень бумаг, имеющих гриф «Только для служебного использования». Более того, каждое подразделение может иметь такое собственное положение, ведь не секрет, что даже разные отделы имеют доступ к совершенной разным документам и информации. Все это затем можно свести в единый перечень для всей организации. Таким образом может быть организована защита служебной тайны.

Надо сказать, что грифом конфиденциальности пользуются во многих странах. Например, в США тайной считается любая коммерческая информация, которая попадает к человеку в ходе его рабочей деятельности.

Закон о служебной тайне

Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».

В настоящее время данные с грифом «Секретно» входят в государственную тайну. Хочется заметить, что применение такого грифа недопустимо для документов иных категорий, кроме государственных. Это указано статьей 8 Закона.

Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.

Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.

Кроме того, такая информация защищается Кодексом и другими законами.

Существует также проект ФЗ «О коммерческой тайне», в котором планируют предусмотреть при передаче документов с грифом «коммерческая тайна» в государственные структуры обеспечить сохранность в качестве служебной тайны (ст. 18, проект Закона).

За ее разглашение предусматривается уголовная ответственность УК РФ, в отличие от коммерческой (ст. 183).

Если ранее служебную тайну можно было разделить на два вида, одна из которых имела гриф «Секретно», а вторая представляла коммерческую тайну, то сейчас такое подразделение не имеет смысла. Вообще в законодательстве можно отыскать до шестидесяти пяти видов тайн. Но дело в том, что многие из них обозначают практически одно и тоже, либо их значения так плотно переплетаются, что сложно из разделить, или же являются частными случаями более общих понятий.

Информация ограниченного распространения

К категории «служебная тайна» — сведения, которые не подлежат разглашению, — относятся такие документы:

  1. Законодательные акты относительно правового статуса государственных структур, общественных объединений, прав и собственности граждан страны.
  2. Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных экологических процессах и природных явлениях, эпидемиологического положения.
  3. Структура органов исполнительной власти, их функции, направления и формы осуществления деятельности.
  4. Порядок рассмотрения поданных документов.
  5. Решения по поданным бумагам.
  6. Сведения о бюджете и использовании государственных ресурсов, а также состоянии экономики.
  7. Документация, которая накапливается в архивах и информационных сетях организаций.

Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие «государственная и служебная тайна» попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами. А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам. Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

Случаи нарушения режима коммерческой и служебной тайны

Основным видом нарушения режима конфиденциальности является разглашение тайны третьим лицам. Как это может произойти:

  1. Работник нарушает режим коммерческой тайны (например, в отношении секрета производства) или служебной тайны, к которой он имел доступ.
    При заключении трудового соглашения стороны оговаривают, какой период времени после прекращения трудовых отношений работник обязан продолжать сохранять коммерческую тайну. Так что секретная информация может быть разглашена как во время действия трудового договора, так и после его прекращения (апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 18.08.2015 № 33-13135/2015 по делу № 2-1146/2015).
  2. Тайная информация может быть получена противоправным способом, в т. ч. путем совершения преступления, и использоваться в корыстных целях (постановление Смоленского областного суда «Об отказе…» от 11.06.2015 № 4У-674/2015).
  3. Правообладатель, передавший исключительные права на секрет производства или право на его использование, либо лицензиат не сохранил конфиденциальность переданной информации.

Таким образом, любое незаконное разглашение конфиденциальной информации влечет за собой ответственность допустившего это лица. Какую именно, устанавливается в каждом случае индивидуально.

Как доказать нарушение работником режима коммерческой тайны

Выше указывалось, что, привлекая работника к ответственности за разглашение коммерческой тайны, работодатель должен представить суду ряд доказательств:

1. Доказательство того, что разглашенная информация согласно действующему законодательству является коммерческой тайной.

В законе № 98-ФЗ указано, что коммерческой тайной является любая информация, имеющая коммерческую ценность. Она неизвестна третьим лицам, и свободного доступа к ней нет.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ в организации должен быть разработан перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Этот список закрепляется в локальном акте: положении, инструкции, перечне. В трудовом договоре и обязательстве о неразглашении коммерческой тайны, подписываемом работником, отдельным пунктом делается отсылка к данному акту.

2. Доказательство того, что информация, являющаяся коммерческой тайной, стала известна работнику в результате исполнения им трудовых обязанностей.

Поскольку работодатель ведет учет лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, доказать этот факт будет несложно.

3. Доказательство того, что на работнике лежала обязанность сохранять конфиденциальную информацию в тайне, не разглашать ее.

Обязанность не разглашать информацию, относящуюся к коммерческой тайне, прописывается в трудовом договоре и локальном нормативном акте, например должностной инструкции. Подписывая документ о неразглашении, работник берет на себя обязанность выполнять приказы, инструкции и положения по обеспечению сохранности конфиденциальной информации работодателя (апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.2015 по делу № 33-44248/2015).

Таким образом, для признания судом достаточности предъявленных доказательств работодателю следует соблюдать положения, указанные в ст. 11 закона № 98-ФЗ, ст. 192, 193 ТК РФ.

Проведение служебной проверки по факту незаконного распространения сведений с ограниченным доступом

По указанию руководства компании по фактам незаконного распространения сведений с ограниченным доступом была назначена служебная проверка.

В рамках служебной проверки из подразделения по работе с персоналом было истребовано личное дело работника, допустившего проступок.

Установлено, что при приеме на работу работник подписал все обязательные документы, в том числе трудовой договор, обязательство не разглашать сведения с ограниченным доступом, которые ему станут известны, а также работником было подписано обязательство о неразглашении любых персональных данных. Работник ознакомлен под подпись со своими должностными обязанностями.

При проведении служебной проверки были исследованы те источники, из которых работник почерпнул сведения ограниченного доступа.

Анализ причин утечки сведений указывал на недоработки при защите тайны, охраняемой законодательством, — недоработки, которые в последующем подлежали устранению.

С работником, незаконно распространившим сведения ограниченного доступа в социальных сетях, была проведена беседа для выяснения целей распространения сведений.

Дополнительно получены письменные объяснения работника, из которых следует, что персональные данные его коллег размещены работником в социальных сетях «совершенно случайно». Работник хотел на внутреннем ресурсе компании сфотографировать то, что его работодатель поздравляет с днем рождения, и выложить фото для друзей в сети, но случайно со своими данными сфотографировал и персональные данные своих коллег.

Работник подтвердил, что учетные записи, где незаконно распространены сведения в социальных сетях, принадлежат ему.

По словам работника, умысла никакого у него не было, и вред работник своими действиями никому причинять не хотел.

В отношении размещения сведений по клиенту компании работник пояснил, что сведения в социальных сетях размещены из соображений «поразвлечься» с друзьями, но при этом он также совершенно не имел никакого умысла на использование тайны в своих корыстных целях.

Таким образом, работник в своих письменных объяснениях признал факт того, что разгласил сведения с ограниченным доступом в нарушение законодательных норм и в нарушение внутренних нормативных актов компании.

В своем объяснении работник обязался не предпринимать впредь подобных действий и удалить соответствующие сведения, размещенные в социальных сетях на его страницах, что и было сделано в последующем.

По результатам проведенного первого этапа служебной проверки были собраны все необходимые документы для принятия решения по факту незаконного распространения сведений ограниченного доступа, но решение должно было быть принято строго в соответствии с действующим российским законодательством.

Следующим этапом служебной проверки являлось проведение анализа законодательства, в том числе трудового, которое можно было бы использовать как основание для вынесения наказания работнику.

Решение по результатам проведенной служебной проверки

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств можно сделать однозначный вывод, что в действиях соответствующего работника при разглашении сведений ограниченного доступа отсутствуют признаки составов преступлений, предусмотренных действующим Уголовным кодексом РФ.

В то же время у работодателя есть все основания для привлечения работника к административной ответственности, и работодатель вправе решать, обращаться ли ему в суд по указанному вопросу.

Также у работодателя есть законные основания для наложения дисциплинарного взыскания на работника и привлечения работника к материальной ответственности в виде лишения ежемесячной премии (ее части), так как такая возможность прямо предусмотрена в локальных нормативных актах работодателя.

Неоднозначным остается вопрос о праве работодателя в данном случае расторгнуть трудовой договор с работником по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ. Ответ неочевиден, и с учетом того, что ущерб работником, по сути, никому не был нанесен, увольнение работника в данном случае по статье выглядит рискованным мероприятием для работодателя.

В то же время согласно пункту 43 Постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в случае оспаривания работником увольнения по подпункту «в» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и он обязывался не разглашать такие сведения.

Другими словами, доказательств ущерба работодателя не требуется для увольнения по статье, но судебная практика противоречива и порой зависит от конкретных деталей, которые могут сыграть на руку работнику в рамках судебных процедур.

По результатам проведенной служебной проверки была подготовлена служебная записка на руководителя работодателя с предложением рассмотреть возможность наложения на работника дисциплинарного взыскания без привлечения его к административной ответственности с учетом признания работника в содеянном и небольшим опытом работы работника. Вопрос об увольнении по статье на повестку поставлен не был.

Руководством работодателя принято решение о наложении на работника дисциплинарного взыскания (не увольнение) и о привлечении работника к материальной ответственности в виде лишения части ежемесячной премии на основании локального внутреннего акта работодателя, с которым работник был ранее ознакомлен.

Ответственность при разглашении

Должностное лицо, которое нарушило запрет на разглашение данной тайны, ожидает наказание. Это может быть привлечение к уголовной или административной ответственности.

Степень вины и наказание назначается в зависимости от того, каким образом был нарушен режим конфиденциальности и какая информация была раскрыта.

Под административную ответственность попадают должностные лица, которые обладают защищенной информацией о юридическом положении дел определенного лица. При этом разглашение таких данных может стать причиной падения стоимости активов или ценных бумаг. Кроме того, под нее попадают сотрудники предприятия госзаказчика.

В этом случае наказание лица происходит согласно статье 15.21 КоАП РФ. С нарушителя взимается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. За невозможностью выплаты следует лишение служебных полномочий максимум на 2 года.

Уголовная ответственность подразумевает наказание в зависимости от степени тяжести нарушения:

  • раскрытие тайны об усыновлении подразумевает штраф в размере 80 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 120 дней</strong>;
  • раскрытие системы безопасности в отношении участников уголовного процесса или судьи карается штрафом в 200 тысяч рублей или до 5 лет заключения</strong>;
  • если раскрываются сведения о мерах безопасности, предпринимаемых в отношении лица, занимающего должность в правоохранительных органах, нарушитель обязан выплатить 200 тысяч штрафа или попасть под заключение сроком до 5 лет.

Административная ответственность

К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, обладающие инсайдерской информацией (защищенные сведения о положении дел юридического лица, разглашение которых способно привести к падению стоимости ценных бумаг и снижению активов), а также организаторы публичных торгов (должностные лица предприятия-госзаказчика).

В первом случае наказание последует по ст. 15.21 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушитель заплатит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или будет лишен должности на срок от 1 года до 2 лет. Во втором — по ст. 14.24 КоАП РФ с аналогичной санкцией.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ содержит сразу несколько норм, предусматривающих ответственность за распространение служебной тайны:

  • разглашение тайны усыновления (ст. 155 УК РФ) — от штрафа в сумме до 80 000 руб. до ареста на срок до 4 месяцев;
  • разглашение данных о мерах безопасности, принимаемых в отношении судьи или участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ), — от штрафа в сумме до 200 000 руб. до 4 месяцев ареста;
  • разглашение о мерах безопасности, принимаемых в отношении сотрудника правоохранительных органов (ст. 320 УК РФ), — санкция аналогична наказанию по ст. 311 УК РФ.

ВАЖНО! Должность государственного служащего или сотрудника правоохранительных органов предполагает недопустимость ее замещения лицом, имеющим судимость. Таким образом, уголовная ответственность за разглашение служебной тайны автоматически означает для должностного лица увольнение по отрицательным основаниям.

Может ли запрет коснуться деятельности СМИ

Для СМИ в этой ситуации негативных последствий закон не предусматривает, резюмирует Федотов, однако суд может обязать редакцию раскрыть источник информации, добавляет он.

Депутат Вяткин на вопрос, может ли последовать наказание в отношении СМИ, опубликовавшего материал на основании анонимных источников в ФСБ, ответил, что «в каждом случае нужно разбираться отдельно».

Глава думского комитета по СМИ Александр Хинштейн в разговоре с РБК выразил мнение, что в данном случае должны действовать нормы закона «О печати», дающие право не раскрывать источники информации, кроме как по решению суда.

По мнению управляющего партнера AVG Legal Алексея Гавришева, ответственность за распространение информации о деятельности ФСБ могут приравнять к ответственности за разглашение секретных сведений — как для сотрудников спецслужбы, так и для СМИ. «Это выглядит, мягко говоря, пугающе, — говорит Гавришев. — Существует очень тонкая грань между просто информацией и информацией о профессиональной деятельности службы». По мнению Гавришева, работа ФСБ не должна быть на слуху у граждан. «Это максимально закрытая и секретная структура, деятельность которой жизненно важна для страны и при этом скрыта за семью печатями, но с другой стороны, нераспространение информации о ФСБ — задача самой организации», — считает адвокат.

Для журналистов поправки тоже представляют некоторую опасность, считает Кравченко. Ст. 4 закона «О СМИ» позволяет Роскомнадзору выносить СМИ предупреждение за разглашение любых охраняемых законом тайн, включая сведения, указанные в этих поправках, напоминает он. Второе предупреждение в течение одного года позволяет Роскомнадзору обращаться в суд с иском о прекращении деятельности СМИ, предупреждает юрист.

Теперь стоит помнить, что от ФСБ безопасно получить информацию можно только двумя способами: с сайта или из их пресс-релиза, остальное может стать поводом проверки, резюмирует глава юридической службы «Апологии протеста» Алексей Глухов.

Когда наказания не будет

Человек не будет привлечен к ответственности в той ситуации, если он случайно (по ошибке) узнал секретные сведения. То есть, он не имел к ним доступ благодаря своей должности и не подписывал договор о неразглашении. Человека не накажут, если он обсудил с кем-то конфиденциальную информацию. Ведь он не желал причинить вред и не обязался хранить данные.

Итоги

Определение служебной тайны можно найти в Указе Президента от 06.03.1997 № 188, содержащем перечисление признаваемых конфиденциальными сведений. Характерные отличительные свойства такой информации — получение сведений в процессе служебной деятельности и ограничение к ним доступа.

Виды служебной тайны определены различными нормативными актами с учетом специфики работы госорганов.

Источники
  • https://ypravo.com/razglashenie/sluzhebnoj-tajny-otvetstvennost.html
  • https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/opredelenie_i_vidy_sluzhebnoj_tajny_v_zakone/
  • https://onlineserviceip.ru/kadry/trudovaja-disciplina/sluzhebnaya-tai-na-vidy-i-ponyatie-tolkovanie-fz.html
  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/vsyo-o-sluzhebnoj-tajne-i-eyo-ohrane/
  • https://BusinessMan.ru/new-sluzhebnaya-tajna-vidy-i-ponyatie-tolkovanie-fz-o-sluzhebnoj-tajne.html
  • https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kakaya_informaciya_ne_otnositsya_k_sluzhebnoj_tajne/
  • https://rusjurist.ru/tajna/kommercheskaya_tajna/sluzhebnaya_i_kommercheskaya_tajna_nyuansy/
  • https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sluzhebnaya-tajna-chto-eto-takoe-pravovoe-regulirovanie.html
  • https://nsovetnik.ru/tajna/kakie_svedeniya_sostavlyayut_sluzhebnuyu_tajnu/
  • https://www.klerk.ru/law/articles/398466/
  • http://ZnayDelo.ru/slovar/sluzhebnaya-tajna.html
  • https://www.rbc.ru/politics/21/07/2021/5f17036f9a794755f8ec2438