Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров

Какая дисциплинарная ответственность предусмотрена за нарушение договора? Что считается днем начала споров? Какой порядок рассмотрения споров примирительной комиссией или с участием посредника?

Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров
Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров

Управление коллективом требует от руководства не только принятия грамотных управленческих решений, но и умения находить компромиссы с работниками на основе закона.

В противном случае на предприятии будет постоянное напряжение, которое ни к чему хорошему не приведет, а только станет причиной убытков и издержек.

Коллективные трудовые споры — это вовремя неурегулированные конфликты между работодателем и сформированной группой работников, которые появились из-за отсутствия понимания по одному или нескольким вопросам. Почвой их возникновения служит нарушение материальных и нематериальных прав наемных работников.

В отличии от индивидуальных трудовых споров (о них читайте другую нашу статью), коллективные возникают между администрацией предприятия и всем коллективом. При этом для разрешения коллективного трудового спора есть особая последовательность действий, но о ней речь пойдет позже.

Все коллективные трудовые споры классифицируются по следующим критериям:

  1. По характеру самого спора. Возникают из-за установления определенных правил, условий трудовой деятельности, которые не удовлетворяют подавляющее большинство работников.
  2. По субъектам правоотношений. Коллектив ведет спор самостоятельно, через профком или через общественные объединения выше уровня предприятия.
  3. По правоотношениям. К ним относятся трудовые, кадровые, материальные и многие другие.

О понятии и видах коллективных трудовых споров можно говорить еще долго, но цель статьи не в этом. Поэтому предлагаю перейти к их причинам.

Специфические признаки коллективного спора

1. Стороны — всегда стороной остаются работники в целом, а не представители, и работодатели.

2. Предметом выступают отношения, которые подпадают под действие норм трудового права, по которым стороны хотят установить или изменить регулирование, это экономические условия. Вопросы правоприменения или реализации права никогда не могут быть предметом трудового спора. В этом отличие от индивидуального спора.

3. Содержание — разногласия по предмету спора.

4. Юридический факт:

  • — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей);
  • — несообщение работодателем (его представителем) своего решения в течение 2 дней , либо 3 недель в зависимости от уровня социального партнерства;
  • — подписание протокола разногласий при заключении коллективного договора или соглашения;
  • — отказ от учета мнения выборного представительного органа при принятии локального нормативно-правового акта с момента подписания протокола разногласий.

Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров

Правовое регулирование коллективных трудовых споров в нашей стране стаю осуществляться с конца 1980-х годов и к моменту распада Советского Союза представляло собой совокупность нормативных правовых актов, основным из которых был Закон СССР от 20 мая 1991 № 2179-1 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Преемником этого союзного Закона стал Федеральный закон от 23 ноября 1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», действовавший вплоть до принятия ТК РФ в 2002 г. Формированию норм российского трудового права в рассматриваемой области способствовала Конвенция МОТ 1981 г. «О содействии коллективным переговорам» (Женева. 19 июня 1981 г.).

Такое внимание законодателя к данному институту трудового права вполне оправданно, ибо коллективные трудовые споры, приводящие, например, к забастовкам, могут быть опасны по своим последствиям, они влияют не только на отношения между конкретными работниками и работодателем, но и на отношения в различных отраслях экономики, а иногда даже и на социальные отношения в обществе в целом.

Нормативное определение понятия коллективного трудового спора содержится в ст. 398 ТК РФ, в соответствии с которой коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Из этого определения вытекают два признака коллективного трудового спора:

  • особый предмет разногласий (установление и изменение условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, др.);
  • их коллективный характер.

Коллективный характер проваляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, объединенные в определенные коллективы, связанные организационным единством (члены профсоюза работники организации, ее филиала или представительства, иного обособленного структурного подразделения) и объединенные общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами. Работодатели как сторона коллективного трудового спора также могут быть представлены своеобразным коллективом — работодателями данной отрасли, данного региона, либо даже конкретным юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме объединения работодателей.

Предметом разногласий в коллективном трудовом споре, как правило, являются такие вопросы, которые касаются не конкретных правоотношений в рамках «работодатель — работник», а только общезначимые, т.е. имеющие значение для всей организации, отрасли, региона и т.п. Формально к ним отнесены споры по поводу:

  • установления и изменения условий труда;
  • заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Вместе с тем предметом коллективного спора могут быть и другие вопросы коллективного характера При этом необходимо учитывать, что условия труда устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами, применительно же к коллективным трудовым спорам имеют значение лишь те условия труда, которые установлены или могут быть установлены работодателем.

Следовательно, для того чтобы неурегулированные разногласия между работниками и работодателями были квалифицированы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них. он не может быть признан коллективным. Таким образом, коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками и направлен на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и реализации норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования.

Виды коллективных трудовых споров. Коллективные трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям. чаще всего их подразделяют:

  • в зависимости от предмета спора;
  • по правоотношениям, из которых вытекает спор.

По предмету спора различают:

  • споры по поводу установления или изменения условий труда заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Такие споры относят к разряду споров интересов, т.е. споров, когда юридических прав ни у одной стороны еще не возникло. Иногда подобные споры называют экономическими, подчеркивая их неправовой характер. Такое спор может возникнуть на любом уровне коллективно-договорного регулирования трудовых отношении: отраслевом, региональном, территориальном и др.;
  • споры по поводу выполнения коллективных договоров и соглашений. Это так называемые споры права. Споры права могут возникнуть лишь на уровне организации, поскольку обязательства по соблюдению условий как коллективного договора, так и соглашения несут конкретные работодатели, а не их представители в коллективных переговорах.

По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, выделяют споры, возникающие в рамках:

  • «коллектив работников — работодатель (его представитель)»;
  • «выборный профсоюзный или иной представительный орган работников — работодатель (его представитель)»;
  • правоотношений социальных партнеров выше уровня организации (уровень Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии).

Стороны коллективного трудового спора. Определяя понятие коллективного трудового спора как неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (их представителями), законодатель фактически называет и его стороны:

  • работники (их представители);
  • работодатели (их представители).

Логично предположить, что коль скоро речь идет о коллективном споре, одной из его сторон должен являться коллектив (например, трудовой коллектив). Однако в современном трудовом праве отсутствует понятие трудового коллектива который в былые времена считался даже субъектом трудовых правоотношений. Сегодня в качестве одной из сторон коллективного трудового спора следует считать первичную профсоюзную организации или иных представителей, избираемых работниками (ст. 29 ТК РФ).

Интересы работодателя при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров представляют руководитель организации. работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. При разрешении коллективных трудовых споров по повалу заключения или изменения коллективных соглашений, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).

Объединение работодателей — специально созданная работодателями (юридическими, физическими лицами) организация для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Правовое положение, организационно-правовая форма и порядок создания объединений работодателей установлены Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».

В том случае, если в споре участвуют федеральные государственные учреждения, государственные учреждения субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, представителями работодателей являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Процедуры разрешения коллективных трудовых споров. Первым этапом, фактически предшествующим рассмотрению коллективного спора является урегулирование разногласий сторонами. О возникновении таких разногласий можно говорить тогда, когда работники сформулировали свои требования. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Работодатели такого права не имеют (ст. 399 ТК РФ).

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников. При этом собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих, конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Законодатель подчеркивает, что работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению. Выдвинутые работниками требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

С момента начала коллективного трудового спора стороны переходят к примирительным процедурам. Примирительные процедуры — это рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ст. 398 ТК РФ).

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ). Примирительной комиссией называется комиссия, специально формируемая на равноправной основе для разрешения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства, состоящая из представителей сторон коллективного трудового спора.

Примирительная комиссия создается в течение двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора. Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (ст. 403 ТК РФ). Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры, и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора на рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны в срок не более двух рабочих дней согласовывают кандидатуру посредника. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 404 ТК РФ). Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Трудовой арбитраж бывает двух видов:

  • временный — который создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров;
  • постоянно действующий — который создается решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров (ст. 407 ТК РФ). Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются:

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости — Роструд);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Роструд осуществляет следующие функции:

  • производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров федерального уровня, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда не может быть проведена забастовка
  • содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
  • ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
  • организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

  • производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров соответствующего уровня;
  • содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Забастовка. Забастовка является крайней мерой в разрешении коллективных трудовых споров, применяемой в случаях, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашений, достигнутых сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора или не исполняют решений трудового арбитража.

Право на забастовку является конституционным правом граждан (ст. 37 Конституции РФ) и гарантируется нормами трудового законодательства и иных отраслей права. Забастовка представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников, о чем работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом, должно быть объявлено не позднее чем за семь рабочих дней (ч. 8 ст. 410 ТК РФ).

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров. Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Несмотря на то что забастовка по общему правилу, допускается законом, тем не менее существуют такие ситуации, когда забастовка может быть признана незаконной. Незаконные забастовки не допускаются.

Незаконными признаются забастовки:

  • в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях. организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
  • в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства жизни и здоровью людей (ст. 55 Конституции РФ, ст. 413 ТК РФ).

Право на забастовку может быть также ограничено федеральным законом. Например, запрещены забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций на территории. на которой введено военное положение (ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»). Также не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения (ст. 52 Воздушного кодекса РФ), и т.п. Незаконной является и забастовка, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законодательством.

Помимо признания забастовки незаконной, может быть использована еще одна ограничительная мера, предусмотренная законодательством, — это возможность отложения или приостановления забастовок. Так, в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей по решению суда неначавшаяся забастовка может быть отложена на срок до 15 дней, а начавшаяся — приостановлена на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней (ч. 7, 8 ст. 413 ТК РФ).

Для участников забастовок закон предусматривает целый ряд гарантий:

  • во-первых, участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора
  • во-вторых, на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность;
  • в-третьих, на время проведения забастовки запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 414 ТК РФ).

Причины возникновения коллективных трудовых споров

На практике и в повседневной жизни возникают различные споры как между работниками, так и между отделами. В основном споры бывают между работниками и работодателями, когда одна сторона явно чем-то недовольна и хочет уладить ситуацию, например, работник может быть недоволен задержкой заработной платы, а работодатель может быть недоволен исполнением трудовых обязанностей работником.

Причины возникновения споров закреплены в трудовом законодательстве, а также между кем возникают данные споры. Споры могут возникать исходя из производственного характера (например, установление нового сменного графика вместо пятидневки) и правового характера по следующим причинам:

  1. Изменение условий труда и установление новых правил распорядка (например, новый график рабочего дня, новое время, новая заработная плата);
  2. Заключение или изменение трудового договора либо соглашения к нему;
  3. Принятие новых приказов, локальных актов, противоречащих трудовой функции работника;
  4. Отказ работодателя учесть мнение работника при принятии новых актов на предприятии;
  5. Изменение условий выплаты вознаграждений, премий и других различных поощрений;
  6. Иные причины коллективного спора.

Главное правильно разрешить спор с учетом законодательства, чтобы обе стороны были в выигрыше, ведь коллективные споры дело очень серьезное, так как спор может дойти до Трудовой инспекции и даже до судебного разбирательства.

Причина 2. Невыплата заработной платы

Огромное количество коллективных трудовых споров возникает из-за невыплаты зарплаты, компенсаций, премий. Несмотря на то, что такие действия со стороны работодателя чреваты возбуждением в отношении него административного или даже уголовного производства, такие конфликты до сих пор не редкость. Возникают они из-за безответственности руководителей или финансовой несостоятельности предприятия.

Причина 3. Отказ в предоставлении отпуска сотрудникам

Каждый работающий гражданин имеет конституционное право не только трудиться и получать за это деньги, но и отдыхать. Порядок предоставления отпусков регулируется законодательством в сфере труда.

Однако некоторые недальновидные руководители стараются всячески ограничить в этом праве своих работников. Такие действия подлежат правовой оценке в службе по урегулированию коллективных трудовых споров, если касаются всего коллектива.

Причина 4. Нарушение условий трудового договора

Трудовые договоры включают большинство аспектов взаимоотношений между сотрудниками и руководством компании. Они бывают индивидуальные и коллективные, что не мешает нарушать и те и другие работодателю.

Типичный случай нарушения — сотрудников привлекают к исполнению несвойственных обязанностей безо всяких приказов и доплат. Коллективный трудовой спор рассматривается примирительной комиссией при несогласии коллектива, например, с нарушением порядка премирования.

Возможные предметы трудовых коллективных разногласий

Причина возникновения конфликта определяет и состав сторон, принимающих участие в споре. Чаще всего актуально одно из 3 оснований для группового трудового спора.

  1. Условия труда. Спор по поводу установленных или сменившихся условий работы, в том числе и оплаты труда, может возникнуть как в рамках одного структурного подразделения, так и оказаться общим для всей организации, включая ее филиалы и представительства. Спорить коллектив имеет право только касательно тех трудовых условий, которые работодатель документально закрепил для всех сотрудников или каких-то отдельных групп. Условия, зафиксированные в трудовом законодательстве и федеральных законах, не оспариваются.
  2. Заключенные договора и коллективные соглашения. Такие документы работодатель не вправе принимать единолично. Коллективный трудовой спор правомочен, если работодательская сторона не хочет вести переговоров по спорным положениям колдоговора или соглашения, что мешает его заключить, либо не выполняет зафиксированные договоренности, либо нарушает нормы, закрепленные в этих документах.
  3. Пренебрежение мнением представительских органов коллектива. Это основание не предусматривалось упомянутым ФЗ от 1995 года, зато оно внесено в обновленную статью ТК. Проект локального нормативного акта нужно согласовывать с первичной профсоюзной организацией, если таковая действует на предприятии (ст. 372 ТК). Если работодатель отказывается учитывать мнение представителей интересов персонала при утверждении внутренних документов, это причина для выражения коллективного несогласия.

Участники коллективного трудового спора

Участниками спора всегда являются две стороны с одной стороны могут быть работники, объединение работников (например, конкретный отдел), профсоюзы, работники различных филиалов, представительств, обособленных подразделений, а с другой стороны всегда выступает работодатель, а если их несколько, то группа работодателей. В некоторых случаях это могут быть директора, управляющие (т. е. лица, которые имеют право действовать без доверенности, от имени компании, а могут быть и учредители один либо несколько.

Кто может быть таким посредником

Кандидатура посредника играет ключевую роль в процедуре примирения. Успех этой затеи определяется и личными качествами приглашенного лица, и его профессиональными знаниями, и даже немного навыками психолога. Вообще жестких требований ни ТК РФ, ни Рекомендации Минтруда к потенциальным посредникам не предъявляют. Ни в одном из этих документов не сказано, что, к примеру, он должен быть обязательно юристом или иметь высшее образование. Из совокупного анализа этих нормативных документов можно выделить просто критерии, которыми следует руководствоваться при выборе такого человека.

Итак, в качестве посредника в коллективном трудовом споре стоит пригласить человека, который:

  • как минимум уже достиг совершеннолетия;
  • имеет соответствующее образование (юрист, психолог, специалист по кадрам или специалист в сфере деятельности предприятия);
  • обладает практическим опытом в сфере урегулирования похожих конфликтов, так как он не просто слушает стороны, а еще и предлагает свои варианты решения спора;
  • не зависим ни от одной из сторон (не связан рабочими или личными отношениями).

Едва ли не самое важное личное качество посредника – его порядочность. Он ни при каких условиях не должен разглашать коммерческую тайну предприятия, передавать конфиденциальные сведения от одного участника к другому без их согласия, тем более принимать подарки или деньги от сторон.

Участники спора могут подобрать такого специалиста самостоятельно или обратиться для этого в службу занятости, которая ведет списки людей, рекомендуемых в качестве посредников.

Если по кандидатуре посредника стороны не смогли прийти к компромиссу, процедура, естественно, не состоится.

Законные границы разрешения споров

Понятие «разрешение» трактуется двояко: и в значении «дозволение», и как «устранение разногласий», что как нельзя лучше характеризует позицию российского трудового права в этом вопросе.

Все моменты, имеющие отношение к коллективным трудовым спорам, достаточно жестко регламентированы в законодательстве – от права коллектива на выражение несогласия дозволенными способами до порядка устранения конфликта.

Закон определяет:

  • порядок предъявления требований и принятия решений относительно их – в ст. 399-400 ТК РФ;
  • процедуры для примирения – в ст. 401-404;
  • гарантии, предоставляемые противоборствующими группами – ст. 405;
  • позицию госорганов в разрешении трудовых конфликтов этого типа – ст. 407;
  • порядок бастования как один из методов законного выражения недовольства – ст. 409-414;
  • запрет на массовое увольнение вследствие коллективного конфликта – ст. 415;
  • документальное сопровождение коллективного конфликта и процесса его разрешения – ст. 418.

Выдвижение требований

Какая именно группа сотрудников уполномочена официально заявить работодательской стороне о своем недовольстве или несогласии? Если на предприятии действует профсоюзная организация (либо объединение профсоюзов для нескольких организаций или подразделений), то это именно ее прерогатива.

Но если такого органа нет либо в нем состоит меньше половины всех сотрудников, работающих на этого предпринимателя, нужен иной путь. Собирается и проводится общее собрание коллектива (конференция), где избирается определенный круг представителей и формируется перечень выдвигаемых требований (все это большинством голосов). Чинить препоны проведению таких сборов работодатель не должен, более того, он обязан предоставить для этого помещение.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обязательным положением для правомочности такой конференции является кворум в составе 50% и более от всех представителей коллектива.

Требования представителей коллектива в письменной форме подаются работодателю, дата подачи фиксируется. Копию этого документа следует направить в контролирующий госорган (Федеральную службу по труду и занятости).

Действия работодателя по получении требований

Получив «ноту недовольства» от своего коллектива, работодатель не может ее проигнорировать. Его дальнейшие обязанности:

  • в трехдневный срок принять решение по выдвинутым проблемам;
  • письменно уведомить о своих решениях представительский орган коллектива;
  • если требования были переданы представителям работодателей, то на решение и ответ профсоюзу у работодательской стороны есть месяц.

ВНИМАНИЕ! Пока не будет получен ответ на врученные требования, представители коллектива имеют право поддерживать свои требования путем забастовок, пикетов, митингов, собраний, демонстраций (ч. 8. ст. 401 ТК РФ).

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Разрешение коллективных трудовых споров будет выстраиваться в следующей последовательности:

  1. комиссией по примирению сторон;
  2. независимым посредником;
  3. арбитражем по трудовым отношениям или судебным разбирательством общей юрисдикции (если вынесенное досудебное решение коллектив не устраивает, то его можно обжаловать в суде, споры с работодателем часто проходят в пользу работников, как более незащищенных сторон трудовых отношений);
  4. исполнение решения суда

Особенности и пути разрешение коллективных трудовых споров (разногласий):

Такие споры в судах относят к сложной категории. Срок подачи документов для рассмотрения дела в суде очень мал. Полностью собрать доказательную базу тоже сложно. Работодатели всегда стремятся сбор доказательств затруднить и остаться безнаказанными. Именно поэтому и желательна профессиональная помощь юристов.

Во время судебного заседания представитель трудового коллектива будет чувствовать себя более уверенно, имея в качестве своего представителя квалифицированного адвоката. Ему не придется досконально изучать правовые основания исковых требований, заявленных коллективом, оценивать доводы противоположной стороны, а также выступать с аргументацией позиции коллектива по обсуждаемому вопросу.

Разрешение коллективного трудового спора будет опираться лишь на ТК РФ, а также другие законы, необходимые для урегулирования правоотношений между сторонами.

Документы

Весь процесс решения коллективного трудового конфликта с участием посредника должен сопровождаться оформлением следующих документов:

  1. Соглашение на рассмотрение возникшего спора с помощью посредника – двусторонний документ, фиксирующий согласие обеих сторон пригласить посредника.
  2. Протокол о согласовании конкретной кандидатуры посредника (оформляется как результат заседания представителей участников конфликта).
  3. Соглашение о порядке рассмотрения спора с посредником (стороны по закону сами решают, как именно будет проходить процесс, сколько заседаний, совместные или по отдельности, регламент выступлений, другие организационные моменты). Письменная форма законом в качестве обязательной не предусмотрена, но способна существенно упростить совместную работу посредника и сторон спора.
  4. Протокол о продлении срока примирения с участием посредника (если в законные сроки не уложились).
  5. Итоговый документ (подписывается и сторонами и самим посредником:
    • протокол об урегулировании спора с фиксацией в нем конкретных условий, о которых стороны договорились;
    • протокол разногласий (если помощь посредника оказалась неэффективной).

Сроки

Важная особенность всех примирительных процедур для коллективного трудового спора – это установление довольно сжатых сроков на принятие решений. Иначе любой конфликт может растянуться на длительное время. Для примирения с помощью посредника законные сроки таковы:

  • на принятие решения позвать посредника – 1 рабочий день;
  • на выбор кандидатуры и ее согласование сторонами – 2 дня;
  • на саму процедуру примирения у посредника с участниками есть от 3 до 5 рабочих дней в зависимости от уровня конфликта (в пределах одного предприятия, целой отрасли или даже региона). Можно совместно решить этот срок увеличить. Так, Минтруд в своих Рекомендациях предлагает сторонам успеть договориться за неделю и даже больше. У такого подхода есть своя логика – лучше подольше, но прийти к согласию, чем в спешке начинать следующую процедуру.

Если у сторон есть желание решить спор и продолжить работать, договорить за это время можно. Главное, не растрачивать его на взаимные обвинения и пустые речи.

Процедура

Повторимся, что обязательных предписаний на этот счет нет. Посредник должен и выяснить точные требования и цели сторон коллективного спора, и разобраться в фактических обстоятельствах проблемы.

Для этой цели он вправе:

  • изучить все возможные бумаги, включая и письменные требования работников, и протоколы заседаний комиссии по примирению и все имеющие отношение к спору документы. В интересах обеих сторон оперативно их предоставить для изучения.
  • организовывать заседания и совещания для обсуждения требований и вариантов решения проблемы, причем не обязательно сразу с участием обеих сторон. Допускается собирать работников и работодателей по отдельности. Если спор достиг определенного накала страстей, на начальном этапе это наиболее оптимальный вариант.

Возможны и другие форматы совместной работы, главное, это их результативность. В итоге должны быть выработаны договоренности по всем разногласиям и оформлены в виде протокола.

Этапы рассмотрения индивидуального трудового спора

Индивидуальный трудовой спор при его рассмотрении не проходит каких-либо четко выраженных этапов, которые бы были законодательно закреплены. Её началом считается подача работником заявления в выбранный им юрисдикционный орган. Это может быть комиссия по трудовым спорам, либо суд. Однако, по некоторым видам трудовых споров, принятие решения возможно только судом.

Если работник вначале передает свою жалобу в КТС, то это не лишает его права на рассмотрение конфликта в судебном порядке.

Работник также имеет право обжаловать действия работодателя в специальном органе – Трудовой инспекции. Однако, данное действие не составляет этапа рассмотрения трудового спора, так как Трудовая инспекция не наделена полномочиями для принятия какого-либо решения по существу конфликта.

Сроки рассмотрения коллективных трудовых споров

Споры могут рассматриваться по-разному, в зависимости от способа и органа их урегулирования. Например, Примирительная комиссия будет рассматривать спор в течение 5 рабочих дней с момента её образования. Если примирительная комиссия не помогла урегулировать спор и стороны не пришли к соглашению, то в течении 3 рабочих дней стороны приглашают посредника (специалиста) для рассмотрения.

Посредник рассматривает спор в течение 7 рабочих дней не более. Трудовой арбитраж также не может рассматривать спор белее 5 рабочих дней. Самым последним и более эффективным является Федеральная служба по труду и занятости, она сама извещает и консультирует стороны о порядке и сроках рассмотрения споров, но обычно срок рассмотрения составляет не более одного месяца.

Профессиональная помощь в разрешении коллективных трудовых споров — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Примеры сложных коллективных трудовых споров показывают, что для их разрешения требуется участие юридически подкованных лиц. Хорошо, если среди трудового коллектива такие есть.

1) Правовед

Даже если вы не собираетесь привлекать юриста для непосредственного решения проблемы, его консультация никогда не помешает. Пожалуй, лучшей консультационной компанией сейчас считается Правовед. Сотрудники этой фирмы оказывают консультационную помощь через интернет, поэтому имеют большие преимущества.

Преимущества компании Правовед:

  • нет необходимости ехать в офис, проконсультироваться можно прямо из дома;
  • если ваше предприятие находится в небольшом населённом пункте, где нет юристов, вам нет необходимости тратиться на поездку в город;
  • стоимость онлайн услуг значительно ниже.

Чтобы получить консультацию, достаточно зайти на сайт Правоведа и внести свои данные в специальную форму обратной связи. Там же нужно сформулировать проблему, после чего оплатить услугу. Через некоторое время вы получите подробные инструкции и руководство к действию, которое поможет вам шаг за шагом разрешить трудовой конфликт.

2) Центр юридической помощи

На сайте этой компании можно бесплатно получить простейшую юридическую консультацию по различным вопросам. Уже более 10 лет юристы фирмы оказывают помощь людям. Сегодня 97% дел они выигрывают, что говорит о хорошей квалификации и опыте. При этом 62% обращений не доходит до суда — проблема решается в досудебном порядке, что экономит время и деньги клиентов.

3) Закон и порядок

Это многопрофильная юридическая компания, одно из направлений деятельности которой — разрешение трудовых споров. Юристы помогут вам решить проблему с работодателем на любом этапе разрешения спора, от написания претензии до защиты в суде.

Стоимость некоторых юридических процедур:

Наименование услугиСтоимость (руб.)
1Консультирование по телефону или через сайт0
2Первоначальная беседа в офисе0
3Оформление претензии к вашему работодателю5000
4Составление жалобы в государственную трудовую инспекцию6000
5Взыскание зарплаты и других выплат10000
6Восстановление после увольнения на работ15000
7Взыскание материального ущерба или задолженности с работника15000

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров формируется в рамках исполнительной власти. Пренебречь примирительных процедур не вправе ни одна сторона возникшего спора, за это полагается административная ответственность (ст.5.32.КоАП). Эти процедуры назначаются, если решения работодателя по выдвинутых ему требованиям не смогли удовлетворить подавших либо не были вынесены в трехдневный срок.

1 шаг. Примирительная комиссия. После отклонения или недостаточного удовлетворения работодателем требований коллектива у обеих сторон появляется трое суток для формирования комиссии по примирению. Работодатель издает специальный приказ, а представительский орган выносит решение, согласно которым в комиссию входят равное количество представителей каждой стороны. На рассмотрение спора закон отводит 5 дней с момента подписания приказа. Результаты рассмотрения (пункты, обязательные для выполнения, и их сроки) протоколируются.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если с помощью примирительной комиссии не получилось договориться, либо хотя бы одна из сторон не выполнила решения в запротоколированный срок, нужно сделать один из следующих шагов – обратиться для разрешения спора к посреднику или к арбитражу.

2 шаг. Посредник. Трехдневный протокол разногласий, ставший результатом работы примирительной комиссии, не выполнившей миссию примирения, дает право на приглашение посредника. В его качестве может выступать лицо, на которое согласны обе стороны, либо его может рекомендовать Служба по урегулированию. Посреднику дается неделя на попытку примирения сторон. Результатом его работы может быть:

  • согласованное решение (оформленное письменно);
  • новый протокол разногласий.

3 шаг. Арбитраж. Можно перейти к этому шагу сразу после первого этапа, минуя посредничество. На формирование арбитражной комиссии есть три дня после первого (второго) протокола разногласий. Арбитраж составляется всеми тремя сторонами рассмотрения спора – коллективом, работодателем и Службой урегулирования. Список арбитров окончательно утверждает Служба, она же готовит этих специалистов.

Свежесоставленным арбитражем коллективный трудовой спор рассматривается в течение 5 дней. Арбитры разрабатывают и утверждают комплекс рекомендаций для обеих сторон, относительно которых стороны заранее подписывают соглашение об обязательствах по исполнению.

Крайняя мера

Если сторона работодателя и после этого шага уклоняется от выполнения принятых решений, сотрудникам не остается ничего другого, как забастовать. Работодатель за 5 дней (а его представители за неделю) до начала этой акции получит письменное уведомление о том, что его рабочие добровольно отказываются от выполнения своих функций, пока коллективный трудовой спор не будет разрешен.

Во время забастовки переговоры по разрешению конфликта должны продолжаться, пока не будет достигнута обоюдная договоренность.

Работа примирительной комиссии

Порядок организации примирительной комиссии:

  • формируется на равноправной основе из представителей коллектива и работодателя;
  • должна быть создана не позднее трех дней с момента начала конфликта;
  • решение оформляется обеими сторона спора: приказ работодателя и решение представителя коллектива.

Примирительная комиссия должна завершить свою работу в течение пяти рабочих дней с момента начала своей деятельности. Если стороны готовы продолжать работу в рамках примирительной комиссии и видят положительную перспективу разрешения спора, то может быть оформлено согласованное решение о продлении её работы.

Подсудность коллективных трудовых споров

Коллективные трудовые споры регулируются всегда трудовым законодательством, соответственно на основании закона рассмотрение трудовых споров подсудно судам общей юрисдикции, не арбитражным. Спор должен рассматриваться районным либо мировым судом с учетом гражданских обстоятельств по месту нахождения организации, в которой данный спор возник. Выбор суда за работником, он может обратиться в суд по адресу Ответчика или по своему месту жительства.

До передачи дела в суд спор может рассматривать комиссия по трудовым спорам, если в десятидневный срок она не рассмотрит дело после его передачи, то дело передается также в суд.

Правовые последствия

Хотя решать коллективный спор с посредником стороны не обязаны, но раз такое решение было принято, все достигнутые договоренности обязательны для исполнения участниками. Иначе какой смысл тогда во всей этой процедуре.

Для тех же, у кого семь пятниц на неделе (сначала согласился, потом передумал выполнять), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 4 тыс. руб.

Заключение

Давайте будем решать коллективные трудовые споры цивилизованным путем в строгом соответствии с законом. Это позволит добиться желаемых результатов.

Источники